Трудности формирования навыков чтения у школьников

23.11.2023

Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Навык чтения включает в себя техническую, смысловую стороны и является общеучебным. Дети сначала учатся чтению и письму, а потом по средствам чтения и письма, поэтому нарушения процесса чтения у младших школьников - это одна из самых актуальных проблем.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Т. Г. Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения:

- овладение звукобуквенными обозначениями;

- слоговое чтение;

- становление синтетических приёмов чтения;

- синтетическое чтение.

Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определённой психологической структурой, своими трудностями, задачами и приёмами овладения.

Трудности на ступени слогового чтения:

1. Затруднения в слиянии букв в слоги.

Причины трудностей: недостаточное развитие звукобуквенного анализа, артикуляции (произношения) отдельных звуков, памяти, восприятия, устойчивости и концентрации внимания. 

2. Ошибки при слиянии слогов в слова и прочтении коротких слов, пропуск букв, перестановка слогов.

Причины трудностей: недостаточное развитие памяти, устойчивости и концентрации внимания, контроля над темпом деятельности, пространственных представлений, самоконтроля. 

3. Непонимание значения прочитанного слова.

Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, смысловой догадки, памяти, слухового восприятия (неправильно ставит ударение).

Трудности на ступени становления синтетических приёмов чтения:

1. Не может читать длинные слова целиком.

Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, навыков чтения. 

2. Читает слова орфографическим способом (так, как они пишутся).

Причины трудностей: недостаточное развитие поля зрения, избирательности внимания, смысловой догадки.   

3. Двойное чтение (сначала про себя по слогам, затем вслух слитно).

Причины трудностей: недостаточное развитие навыков чтения (сформирован устойчивый стереотип неправильного чтения), готовности к чтению. 

4. Трудности в слиянии слов в словосочетания.

Причины трудностей: недостаточное развитие лексико - грамматического строя речи, смысловой догадки, поля зрения.  

Трудности на ступени синтетического чтения:

1. Читает отдельные слова слоговым способом.

Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, навыков чтения, поля зрения.

2. Искажает окончания прочитанных слов.

Причины трудностей: недостаточное развитие смысловой догадки, поля зрения, функций словообразования и словоизменения, контроля за темпом чтения.

3. Потеря строчки при считывании (повторное считывание, пропуск строчки, перескакивание с одной строчки на другую).

Причины трудностей: недостаточное развитие пространственных представлений, устойчивости и концентрации внимания, самоконтроля, работоспособности. 

4. Нечёткое произношение слов при чтении.

Причины трудностей: недостаточное развитие звукопроизношения отдельных звуков, артикуляции, контроля над психическими процессами (повышенная возбудимость, излишняя торопливость) .

5. Регрессии (чтение с возвратом).

Причины трудностей: недостаточное развитие навыка чтения (устойчивый стереотип чтения), устойчивости и концентрации внимания, самоконтроля, понимания текста. 

6. Не понимает смысла прочитанного предложения или текста.

Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, словесно-логического мышления (слабо выделяет существенные признаки, обобщает, сравнивает).

7. Пересказывает прочитанное дословно.

Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, приёмов смысловой обработки текста, словесно-логического мышления. 

8. Не умеет выделять главное в прочитанном.

Причины трудностей: недостаточное развитие лексико - грамматического строя речи, приёмов смысловой обработки текста, словесно - логического мышления, памяти, устойчивости и концентрации внимания. 

9. Низкая скорость чтения.

Причины трудностей: недостаточное развитие контроля над темпом деятельности (медлительность), поля зрения, смысловой догадки, навыка чтения, артикуляции. 

10. «Угадывающее» чтение.

Причины трудностей: недостаточное развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности, контроля над темпом деятельности, навыка чтения целым словом. 

11. Невыразительное чтение.

Причины трудностей: недостаточное развитие понимания смысла прочитанного (читает механически), самоконтроля (не учитывает правил чтения), техники чтения (несформированность синтетического способа чтения). 

12. Отсутствие желания читать.

Причины трудностей: недостаточное развитие мотивации, техники чтения, работоспособности.

Дата создания: 08.12.2023

Дата обновления: 08.12.2023

Дата публикации: 23.11.2023

Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.