Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.
Навык чтения включает в себя техническую, смысловую стороны и является общеучебным. Дети сначала учатся чтению и письму, а потом по средствам чтения и письма, поэтому нарушения процесса чтения у младших школьников - это одна из самых актуальных проблем.
Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.
Т. Г. Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения:
- овладение звукобуквенными обозначениями;
- слоговое чтение;
- становление синтетических приёмов чтения;
- синтетическое чтение.
Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определённой психологической структурой, своими трудностями, задачами и приёмами овладения.
Трудности на ступени слогового чтения:
1. Затруднения в слиянии букв в слоги.
Причины трудностей: недостаточное развитие звукобуквенного анализа, артикуляции (произношения) отдельных звуков, памяти, восприятия, устойчивости и концентрации внимания.
2. Ошибки при слиянии слогов в слова и прочтении коротких слов, пропуск букв, перестановка слогов.
Причины трудностей: недостаточное развитие памяти, устойчивости и концентрации внимания, контроля над темпом деятельности, пространственных представлений, самоконтроля.
3. Непонимание значения прочитанного слова.
Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, смысловой догадки, памяти, слухового восприятия (неправильно ставит ударение).
Трудности на ступени становления синтетических приёмов чтения:
1. Не может читать длинные слова целиком.
Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, навыков чтения.
2. Читает слова орфографическим способом (так, как они пишутся).
Причины трудностей: недостаточное развитие поля зрения, избирательности внимания, смысловой догадки.
3. Двойное чтение (сначала про себя по слогам, затем вслух слитно).
Причины трудностей: недостаточное развитие навыков чтения (сформирован устойчивый стереотип неправильного чтения), готовности к чтению.
4. Трудности в слиянии слов в словосочетания.
Причины трудностей: недостаточное развитие лексико - грамматического строя речи, смысловой догадки, поля зрения.
Трудности на ступени синтетического чтения:
1. Читает отдельные слова слоговым способом.
Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, навыков чтения, поля зрения.
2. Искажает окончания прочитанных слов.
Причины трудностей: недостаточное развитие смысловой догадки, поля зрения, функций словообразования и словоизменения, контроля за темпом чтения.
3. Потеря строчки при считывании (повторное считывание, пропуск строчки, перескакивание с одной строчки на другую).
Причины трудностей: недостаточное развитие пространственных представлений, устойчивости и концентрации внимания, самоконтроля, работоспособности.
4. Нечёткое произношение слов при чтении.
Причины трудностей: недостаточное развитие звукопроизношения отдельных звуков, артикуляции, контроля над психическими процессами (повышенная возбудимость, излишняя торопливость) .
5. Регрессии (чтение с возвратом).
Причины трудностей: недостаточное развитие навыка чтения (устойчивый стереотип чтения), устойчивости и концентрации внимания, самоконтроля, понимания текста.
6. Не понимает смысла прочитанного предложения или текста.
Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, словесно-логического мышления (слабо выделяет существенные признаки, обобщает, сравнивает).
7. Пересказывает прочитанное дословно.
Причины трудностей: недостаточное развитие словарного запаса, приёмов смысловой обработки текста, словесно-логического мышления.
8. Не умеет выделять главное в прочитанном.
Причины трудностей: недостаточное развитие лексико - грамматического строя речи, приёмов смысловой обработки текста, словесно - логического мышления, памяти, устойчивости и концентрации внимания.
9. Низкая скорость чтения.
Причины трудностей: недостаточное развитие контроля над темпом деятельности (медлительность), поля зрения, смысловой догадки, навыка чтения, артикуляции.
10. «Угадывающее» чтение.
Причины трудностей: недостаточное развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности, контроля над темпом деятельности, навыка чтения целым словом.
11. Невыразительное чтение.
Причины трудностей: недостаточное развитие понимания смысла прочитанного (читает механически), самоконтроля (не учитывает правил чтения), техники чтения (несформированность синтетического способа чтения).
12. Отсутствие желания читать.
Причины трудностей: недостаточное развитие мотивации, техники чтения, работоспособности.
Дата создания: 08.12.2023
Дата обновления: 08.12.2023
Дата публикации: 23.11.2023