Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма:

- артикуляторно-аккустическая, аккустическая дисграфия,

- на основе нарушений языкового анализа и синтеза,

- аграмматическая дисграфия,

- оптическая, оптико-пространственная дисграфия.

Т. В.Ахутина (2001) с позиции нейропсихологического подхода выделила варианты трудностей письма, которые часто встречаются у детей, но механизмы которых редко обсуждаются в логопедической (педагогической) литературе. В частности, автор выделила трудности письма по типу регуляторной дисграфии, обусловленной несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля):

1) проблемы с удержанием произвольного внимания,

2) трудности ориентировки в задании,

3) включения в задание,

4) импульсивность решений и инертность,

5) затруднения в переключении с одного задания на другое.

В письме характерны ошибки упрощения программы по типу патологической инертности. К ним относятся:

1) инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов (и – ш, п - т);

2) пропуски букв и слогов;

3) “слипание” (контаминации) слов (“птицеговы”);

4) антиципации (предвосхищение) букв (“по небе бегут”);

5) ошибки языкового анализа (яркое проявление снижения ориентировочной деятельности);

6) орфографические ошибки (невозможность распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами).

Рекомендации для учителя
по работе с детьми с проявлением регуляторной дисграфии.

1. Учитель должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников.