Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма:
- артикуляторно-аккустическая, аккустическая дисграфия,
- на основе нарушений языкового анализа и синтеза,
- аграмматическая дисграфия,
- оптическая, оптико-пространственная дисграфия.
Т. В.Ахутина (2001) с позиции нейропсихологического подхода выделила варианты трудностей письма, которые часто встречаются у детей, но механизмы которых редко обсуждаются в логопедической (педагогической) литературе. В частности, автор выделила трудности письма по типу регуляторной дисграфии, обусловленной несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля):
1) проблемы с удержанием произвольного внимания,
2) трудности ориентировки в задании,
3) включения в задание,
4) импульсивность решений и инертность,
5) затруднения в переключении с одного задания на другое.
В письме характерны ошибки упрощения программы по типу патологической инертности. К ним относятся:
1) инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов (и – ш, п - т);
2) пропуски букв и слогов;
3) “слипание” (контаминации) слов (“птицеговы”);
4) антиципации (предвосхищение) букв (“по небе бегут”);
5) ошибки языкового анализа (яркое проявление снижения ориентировочной деятельности);
6) орфографические ошибки (невозможность распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами).
Рекомендации для учителя
по работе с детьми с проявлением регуляторной дисграфии.
1. Учитель должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников.
2. Системная подача информации создаёт системно организованную память. При этом существенно снижаются нагрузки на внимание. Форма подачи материала должна быть алгоритмичной, чёткой, лаконичной.
3. Необходимо как можно чаще иллюстрировать и оформлять информацию. Учебные демонстрации должны быть короткими (2 – 3 мин.) и лёгкими.
4. Ученик должен знать, какие ошибки он допускает в письме и чтении. С этой целью каждая ошибка обязательно исправляется учителем совместно с учеником. При этом необходимо разъяснять ему, в чем сущность допущенной им ошибки путем сопоставления неправильного написания с правильным. Опираясь на такое сравнение, ребенок постепенно учится самостоятельно находить ошибки и исправлять их.
5. Для ребёнка необходим режим благоприятствования, поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления ошибок в тетрадях этого ученика красным цветом. Это «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает самому педагогу. Тетради таких учеников - это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картинка является дополнительным фактором стресса.
6. Нельзя допускать возникновения сильных как отрицательных, так и положительных эмоций. Они снижают способность к обучению детей с проблемами в развитии.
7. Необходимо помнить, что поведение на уроках должно быть свободным и непринуждённым, т.к. у проблемных детей не развит самоконтроль, поэтому невозможно и соблюдение дисциплины. Дети более продуктивно работают, когда уроки проводятся в игровой форме.
8. У детей может возникнуть проблема с закреплением материала, т.е. переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировал один и тот же алгоритм задания.
9. Учёт цикличности интеллектуальной активности ребёнка может быть обеспечен и в домашней работе. Он должен работать в том же ритме, в котором работает его мозг. Родителям необходимо находиться рядом с ребёнком во время выполнения домашнего задания.
10. Необходимо помнить, что накапливающееся утомление затрудняет осмысливание, систематизацию и запоминание информации. При утомлении деятельность мозга настолько дезорганизуется, что разрушаются уже установленные, но незакреплённые связи. При этом забывается усвоенная, казалось бы, информация. Это необходимо помнить при заучивании правил, стихов и т.д. Длинное стихотворение или правила следует учить небольшими порциями, делая перерывы.
11. Желательно отказаться от проверок на скорость чтения. Если же необходимо провести проверку скорости чтения, сделать это в более щадящей форме.
12. Предварительное проговаривание и рассуждения делают работу осмысленной.