«Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков
был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков –
вот главное основание правописания».
К. Д. Ушинский
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.
Итак, процесс письма в норме осуществляется на основе сформированности определённых речевых и неречевых функций:
правильного произношения звуков;
слуховой дифференциации звуков;
языкового анализа и синтеза;
сформированности лексико-грамматической стороны речи;
зрительного анализа и синтеза;
пространственных представлений;
памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Дисграфию может вызвать несформированность какой-либо из указанных функций.
I. На основе нарушений фонемного распознавания (артикуляторно-аккустическая, аккустическая дисграфия).
1. Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие и шипящие, звонкие и глухие (в сильной позиции), Ч – Т, Ц – Т.
2. Неправильное обозначение мягкости согласных на письме: («писмо», «лубит»).
3. Замены гласных (под ударением): о-у (туча-«точа»), а-о(море-«маре»), е-и ( лес – «лис»).
II. На основе нарушений языкового анализа и синтеза.
1. Пропуски согласных (чаще всего при стечении): диктант - «дикат», школа – «кола».
2. Пропуски гласных: собака – «сбака», дома – «дма».
3. Перестановки букв, слогов: тропа – «прота», окно – «коно».
4. Добавление букв: таскали – «тасакали».
5. «Застревание» на определённых буквах и слогах: «ходила» - «ходидила», «дерево» - «девево».
6. Слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами: идёт дождь – «идедошь», в доме – «вдоме».
7. Раздельное написание слова: белая берёза растёт у окна – « белабе заратетёт у ока»).
8. Раздельное написание приставки и корня слова: наступила – « на ступила».
III. На основе недоразвитие грамматического строя речи (аграмматическая дисграфия).
1. Искажение морфологической структуры слова: захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки».
2. Изменение падежных окончаний: «много деревов».
3. Нарушение предложных конструкций: над столом – «на столом».
4. Изменение падежа местоимений: около него – «около ним».
5. Числа существительных: «дети бежит».
6. Нарушение согласования: « бела дом».
7. Трудности конструирования сложных предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
IV. На основе недоразвития зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений (оптическая, оптико-пространственная дисграфия).
1. Замены графически сходных рукописных букв: в-д, т-ш, э-е.
2. Замена букв, которые совпадают написанием первого элемента. После написания первого элемента ученик не может дальше дифференцировать тонкие движения руки. Он или неправильно передаёт количество однородных элементов (и – ш, л – м, п – т, ш-щ), или ошибочно выбирает следующий элемент (и – у, Г – Р, б – д ). У некоторых детей эти ошибки переходят и в чтение.
3. Зеркальное письмо (иногда у левшей, при органических поражениях мозга).