Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей. В наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что чтение - важный показатель интеллектуального развития.
Оно расширяет кругозор, способствует развитию внимания, памяти, словесно - логического мышления, речи (словарный запас, грамматика).
Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития - в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время.
Существует два этапа чтения.
1) Технический, когда чтение не приносит удовольствие, то есть это «голый» навык.
2) Содержательный, когда читающему понятно содержание текста.
Если остаться на первом этапе больше положенного времени, то полюбить чтение будет проблематично.
Готового рецепта как привить ребенку любовь к чтению не существует. Но перечислим несколько моментов, чего следует избегать, если ваш ребенок уже овладел техническим чтением – читать умеет, но не хочет.
1) Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей.
- Любят ли в вашей семье читать?
- Есть ли в доме своя библиотека?
- Часто ли ребенок видит родителей с книгой?
- Делитесь ли вы с детьми своими впечатлениями о прочитанном?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию (пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием);
показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков;
пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине).
2) Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Вам необходимо помнить, что ребенок, любимый, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается, чему бы то ни было, в том числе и чтению.
К сожалению, многие родители допускают одну и ту же ошибку, насильно заставляя ребенка читать. Такие методы дают обратный результат. Ребенок начинает рассматривать чтение, как ограничение личной свободы. Весь негатив (крики родителей, наказания) он связывает с чтением. Насилие здесь недопустимо.
3) Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
4) Когда ребенок читает, находитесь рядом (чтобы исправить ошибку, объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом).
5) Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой. или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда ребенок будет стараться порадовать вас своими успехами;
6) Не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер) — постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.
7) Разгадывайте с детьми кроссворды, ребусы и дарите их им.
8) Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, энциклопедий. Пусть дети читают все что угодно!
9) На начальном этапе детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
10) Очень важно работать над пониманием прочитанного.
Беглое чтение – это не быстрое озвучивание, а быстрое понимание прочитанного.
Дата создания: 08.12.2023
Дата обновления: 08.12.2023
Дата публикации: 29.11.2023