Развитие языкового анализа.
Определение количества, последовательности и места слов в предложении:
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
Для закрепления слогового анализа и синтеза:
1. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
2. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога («слива», «помидор», «собака»).
3. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: ___буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
4. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё, точ, лас, ка).
Развитие фонематического анализа и синтеза.
1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
2. Отобрать картинки, в названии которых 3, 4 или 5 звуков.
3. Подобрать слова на каждый звук. Слова подбираются в определенной последовательности: сначала слова из 3 звуков, затем из 4, 5, 6 звуков.
р у ч к а
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
Па-(пар)
nа- -(nарк)
nа- - -(паром)
nа- - - -(паруса)
5. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (шуба, уши, кошка).
6. Преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы, луг - плуг;
б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок – сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон;
в) переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос - слово.
7. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)?
8. Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот – топор - рука.
9. Игра в кубик. Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
10. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос - сон, кот - ток, сор - рос, топ - пот.
11. Разгадывать ребусы.
12. Какой звук убежал? (Крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама).
13. Найти общий звук в словах: луна - стол, кино - игла, окна - дом.
Развитие словарного запаса.
1.Учить называть группы обобщающим словом (диван, стул, кровать… - мебель и т.д.).
2. Накапливать вместе с ребёнком словарь на определённые темы (посуда, школа, времена года…).
3. Накапливать словарь на определённую букву.
4. Учить составлять группы родственных слов с определённым корнем (снег – снежок – снежный – снеговик…).
5. Учить подбирать прилагательные к существительным, глаголам.
6. Учить подбирать антонимы (добрый – злой), синонимы (друг – товарищ).
7. Развивать познавательные интересы ребенка.
8. Спрашивать, какие слова непонятны, объяснять их значение, и просить ребенка составить с этим словом предложение.
9. Беседовать, разговаривать с ребенком.
Развитие грамматического строя речи.
Основные направления в работе:
- уточнение структуры предложения,
- развитие функции словоизменения и словообразования.
Составляем предложения по следующему плану:
1. Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (Дерево растет).
2. Другие двусоставные предложения.
3. Распространенные предложения из 3-4 слов: существительное, глагол и прямое дополнение (Девочка моет куклу. Бабушка дает ленту внучке. Девочка гладит платок утюгом. Дети катаются с горки. Солнце светит ярко.)
В дальнейшем составляются более сложные предложения.
Словоизменение, словообразование.
1. Играть в игры:
- гномы - великаны (носище – носик),
- один – много (дом – дома),
- чего не стало (бабочка – бабочки),
- называть детёнышей животных.
2. Следить за тем, как ребенок изменяет слова, обязательно его поправлять.
3. Следить за употреблением в речи предлогов.
Развитие связной речи.
1. Читать книги!
2. Обсуждать прочитанное, пересказывать яркие, запоминающиеся рассказы или сказки.
3. При составлении рассказов, пересказов обращать внимание на детали, ситуацию, последовательность построения сюжета.
А также необходимо обратить внимание на:
• Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
• Состояние пространственных функций (умение определять право - лево в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях).
• Неврологический статус (определяют специалисты).
• Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
Если ребёнок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребёнок должен понимать прочитанное.