Приложение №10
к учебному плану дополнительного образования,
утвержденной приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 20.08.2025 №59
Программа дополнительного образования
«Волшебный мир оригами»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Зырянова
Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Лесной
2025
Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебный мир оригами» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ;
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- Сан ПиН 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. №
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе
освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов
личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной
доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит
формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные
и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной
зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий
для формирования у младшего школьника пространственных представлений
логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и
глазомера. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования
школьников области «Технология», «Искусство» через приобретение ими
практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего
образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые
предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения,
окружающего мира, ИЗО, музыки.
Отличительная особенность программы Данная программа рассчитана и
адаптирована для учащихся начальной школы. Программа позволяет более полно
реализовать идею индивидуализации обучения, развития творческих способностей
2
ребенка, художественного вкуса, фантазии, трудолюбия, программа ориентирована
на создание среды успеха ребёнка.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и
внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими
учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и
создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в
которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Содержание работы по разделам программы представляет собой систему
практических занятий, раскрывающие внутренние возможности детей и
развивающих личностные качества ребёнка.
Программа реализуется в течении одного года, рассчитана на 34 часа.
Возраст детей – 7-9 лет
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Форма организации образовательного процесса–групповая.
По содержанию деятельности–интегрированная.
Уровень сложности – стартовый.
По уровню образования – общеразвивающая.
Формы занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме,
совместная деятельность, индивидуальная работа.
Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного
насыщения и эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Материально- техническое обеспечение: столы,
компьютер, телевизор, стенд для выставочных работ.
стулья,
учебная
доска,
Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации
программы:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип систематичности и последовательности. Предполагает планирование
изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному ),
чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
3
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети
выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не
просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие –
приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе
овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа
конструирования из бумаги.
Задачи программы:
обучающие:
знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми
формами оригами;
формировать умения следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с бумагой;
знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
обогащать словарь детей специальными терминами;
учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев.
воспитательные:
воспитывать интерес к искусству оригами;
расширять коммуникативные способности детей;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате обучения по данной программе дети:
4
-научатся различным приемам работы с бумагой;
-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
-научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение,
мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
-познакомятся с искусством оригами;
-овладеют навыками культуры труда.
Воспитанники будут знать:
- различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание,
скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация,
конструирование из бумаги;
- особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера,
цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои;
-назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
Воспитанники будут уметь:
- выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать,
скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации.
Использовать навыки декоративного конструирования, располагать элементы
декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать
элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем,
кисточкой;
-ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам,
картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних
животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы;
- овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в
повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
-способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы,
адекватно возрасту);
-уметь определять понятия по изучаемым темам;
-строить логическое рассуждение, умозаключение при ответах на вопросы.
Регулятивные:
-овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности - умение
работать по правилу и образцу, слушать своего педагога и выполнять его инструкции;
5
-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные:
-овладеть средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками;
-быть способным управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные
общепринятые нормы и правила поведения;
-работать индивидуально и в группе:
-находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты:
-развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям,
окружающему миру;
-создать условия для формирования у ребенка положительного самоощущения,
уверенности в своих возможностях;
-формировать у ребёнка чувства собственного достоинства;
-сформировать первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе.
Учебно-тематический план
№п/п Название
образовательных
разделов
Всего
часов
Количество
Форма контроля
часов
Теория Практика
1
2
3
Знакомство с оригами, с 3
условными знаками и
приёмами. Бумага. Учимся
складывать.
1
Базовая форма
«Треугольник»
8
2
Базовая форма
«Воздушный змей»
4
3
Беседа,
обсуждение,
опрос.
6
Беседа, выставка,
сказка.
1
6
3
Беседа, выставка,
сказка
4
Базовая форма
«Книжечка»
2
1
1
Обсуждение,
выставка, сказка
5
Базовая форма «Конверт» 4
1
3
Обсуждение,
выставка
6
Базовая форма «Рыбы»
4
1
3
Беседа, выставка,
сказка
7
Базовая форма «Двойной 4
треугольник»
1
3
Обсуждение,
выставка
8
Базовая форма «Двойной 4
квадрат»
1
3
Обсуждение,
выставка
9
Итоговое занятие. Сказка 1
1
Беседа, сказка,
обсуждение,
инсценировка
10
Итого за год:
34
9
25
Содержание по разделам программы
1. Знакомство с оригами (3 ч)
Теория: История возникновения оригами. Виды и свойства бумаги для оригами.
Форма листа бумаги для моделей. Сказка о бумажном квадратике. Термины,
принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Графический язык оригами:
условные обозначения. Приемы работы в технике оригами; просмотр слайдов о том,
как появлялась бумага, рассматривание разных видов бумаги (картон,
гофрированная, бархатная, офисная, цветная).
Практика: Выяснение какими свойствами обладает бумага: сминают, проверка
на влагостойкость, прочность. Изготовление квадрата из прямоугольного листа
бумаги.
2. Базовая форма «Треугольник»(8 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Треугольник». Графический язык
оригами: условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Информация
познавательного характера: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете
изготовления.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Треугольник». Оформление
7
композиций с полученными изделиями: « Лягушка», « Мышка», « Зайчик», «Лиса» и
т.д.
3. Базовая форма «Воздушный змей»(4 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Воздушный змей». Графический язык
оригами: условные обозначения. Понятие модуля. Общие сведения о предмете
изготовления, загадывание загадки, ответы детей на вопросы воспитателя,
рассматривание иллюстраций с различными видами воздушных змеев, слушание
рассказа воспитателя о воздушном змее, показ и объяснение схемы складывания
воздушного змея из бумаги.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Воздушный змей». Оформление
композиций с полученными изделиями: «Ёлочка», «Берёзка», «Петушок»
4. Базовая форма «Книжечка» (2 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Книжечка». Графический язык оригами:
условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Информация познавательного
характера: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления.
Беседа о предстоящей работе- изготовлении книги, игра с мячом, беседа о правилах
поведения в детском саду, ответы детей на вопросы воспитателя, показ и объяснение
техники выполнения.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Книжечка». Оформление
композиций с полученными изделиями, изготовление книги, украшение готовой
поделки-книги.
5. Базовая форма «конверт» (4 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Конверт». Графический язык оригами:
условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Общие сведения о предмете
изготовления.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Конверт». Оформление композиций
с полученными изделиями.
6. Базовая форма «Рыбы» (4 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Рыбы». Графический язык оригами:
условные обозначения.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Рыбы». Оформление композиций с
полученными изделиями. Построить предметную композицию из корабликов,
пароходов, морских обитателей.
7. Базовая форма «Двойной треугольник» (4 ч)
8
Теория: Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник». Графический
язык оригами: условные обозначения.
Практика: Изготовление моделей животных, игрушек и др., используя
базовую форму. Повторение изученных базовых форм.
8. Базовая форма «Двойной квадрат» (4 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Двойной квадрат». Графический язык
оригами: условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Информация
познавательного характера: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете
изготовления.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной квадрат». Оформление
композиций с полученными изделиями.
9. Итоговое занятие. Сказка (1 ч)
Теория: чтение и обсуждение рус. нар. сказок. Общие сведения о предметах
изготовления.
Практика: учить детей складывать бумагу по словесному указанию. Используя
базовую форму, продолжать учить детей изготавливать детали моделей животных из
сказки. Театрализация выбранной сказки.
9
Календарный учебный план
№ Месяц
п\
п
1
Сентябрь
Тема
Знакомство с оригами
Колво
час
Форма
1
Занятие –
презентаци
я
занятия
Форма
контроля
Беседа,
обсуждение
Творческая
мастерская
2
Сентябрь
Знакомство с
1
условными
Сентябрь
Бумага
1
Учимся складывать и
резать
4
Сентябрь
Базовая форма
Занятиебеседа,
1
Занятие –
творческая
мастерская
оригами «Лягушка»,
«Мышка»
Октябрь
обсуждение
Беседа,
опрос
творческая
мастерская
«Треугольник»;
5
Беседа,
Творческая
мастерская
знаками, приемами
оригами.
3
Занятиебеседа
Беседа,
обсуждение
выставка.
Базовая форма
1
«Треугольник»
Занятие –
творческая
мастерская
Выставка,
Занятие –
творческая
мастерская
Беседа,
обсуждение
«Заяц», «Лиса».
6
Октябрь
Базовая форма
1
«Треугольник»
«Волк, «Медведь»
10
творческая
работа
7
Октябрь
Ожившая сказка
1
Занятие –
игра
Инсценировка
сказки
1
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Творческая
работа, беседа,
«Теремок»
8
Октябрь
Базовая форма
«Треугольник»
«Аквариум с рыбками»
обсуждение
выставка.
9
Ноябрь
Базовая форма
1
«Треугольник»
Занятие –
творческая
мастерская
«Стаканчик», «Кошкиматрёшки»
10 Ноябрь
Базовая форма
1
Занятие –
творческая
мастерская
«Закладки-животные для
книг»
Базовая форма
обсуждение
выставка,
творческая
работа
«Треугольник»
11 Ноябрь
Беседа,
Беседа,
обсуждение
выставка.
1
«Треугольник»
Занятие –
творческая
мастерская
Беседа,
обсуждение
выставка.
12 Декабрь
Базовая форма
«Воздушный змей»
1
оригами «Ёлочка»
13 Декабрь
Базовая форма
«Воздушный змей»
1
«Лиса»
11
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Беседа,
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Опрос,
обсуждение
выставка.
беседа,
творческая
работа
14 Декабрь
Базовая форма
«Воздушный змей»
1
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Опрос,
творческая
работа
1
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Опрос,
творческая
работа
1
Занятие –
Беседа,
презентаци
я
обсуждение
«Берёза»
15 Декабрь
Базовая форма
«Воздушный змей»
«Петушок»
16 Янваарь
Базовая форма
«Книжечка»;
оригами «Домик для
петушка»
17 Январь
выставка
творческая
мастерская
Сказка «Петушок
золотой гребешок»
1
Занятие –
игра,
Инсценировка
сказки.
творческая
мастерская
18 Январь
Базовая форма
«Конверт»;
1
Оригами «Тюльпан»
19 Февраль
Занятие –
творческая
мастерская
Беседа,
обсуждение
творческая
работа,
выставка
Базовая форма
«Конверт»
1
«Ирис»
Занятие беседа,
творческая
мастерская
12
Беседа,
творческая
работа
выставка
20 Февраль
Базовая форма
«Конверт»
1
«Веточка»
Занятие беседа,
творческая
мастерская
Беседа,
обсуждение
выставка,
творческая
работа
21 Февраль
Базовая форма
«Конверт»
1
Панно «Цветущие
цветы»
Занятие беседа,
творческая
мастерская
Беседа,
обсуждение
выставка,
творческая
работа
22 Февраль
Базовая форма «Рыба»
1
Занятие –
презентаци
я,
творческая
мастерская
23 Март
«Лодка»
1
«Лодка под парусом»
Занятие –
творческая
мастерская
«Пароход»
Беседа,
обсуждение
выставка.
Беседа,
обсуждение
выставка,
творческая
работа
24 Март
«Краб»
1
«Акула»
Занятие –
беседа
творческая
мастерская
Беседа,
обсуждение
выставка,
творческая
работа
25 Март
Панно «На море»
1
13
Занятие –
творческая
мастерская
Беседа,
обсуждение
выставка
26 Март
Базовая форма «Двойной 1
треугольник»
«Бабочка»
27 Апрель
Базовая форма «Двойной 1
треугольник»
Игрушки
28 Апрель
Базовая форма «Двойной 1
треугольник»
Игрушки
29 Апрель
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Беседа,
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Беседа,
Занятие –
творческая
мастерская
Беседа,
обсуждение
выставка.
обсуждение
выставка.
обсуждение
творческая
работа
Базовая форма «Двойной 1
треугольник»
Занятие –
презентаци
я,
Беседа,
обсуждение
творческая
мастерская
30 Апрель
31 Май
32 Май
Базовая форма «Двойной 1
квадрат» «Лиса» «Заяц»
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Беседа,
Базовая форма «Двойной 1
квадрат» «Ёлки»
«Колобок»
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Беседа,
Базовая форма «Двойной 1
квадрат»
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Беседа,
14
обсуждение
обсуждение
обсуждение
33 Май
Базовая форма «Двойной 1
квадрат», «Воздушный
змей»
оригами «Медведь»
«Волк»
34 Май
Театрализация сказки
1
Итого за год:
34
15
Занятие –
беседа,
творческая
мастерская
Беседа,
Игровое
занятие
Постановка
сказки
обсуждение
выставка,