Приложение 10. Оригами (Н.В. Зырянова)

Приложение №10
к учебному плану дополнительного образования,
утвержденной приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 20.08.2025 №59

Программа дополнительного образования
«Волшебный мир оригами»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Зырянова
Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Лесной
2025

Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебный мир оригами» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ;
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- Сан ПиН 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. №
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе
освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов
личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной
доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит
формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные
и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной
зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий
для формирования у младшего школьника пространственных представлений
логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и
глазомера. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования
школьников области «Технология», «Искусство» через приобретение ими
практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего
образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые
предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения,
окружающего мира, ИЗО, музыки.
Отличительная особенность программы Данная программа рассчитана и
адаптирована для учащихся начальной школы. Программа позволяет более полно
реализовать идею индивидуализации обучения, развития творческих способностей
2

ребенка, художественного вкуса, фантазии, трудолюбия, программа ориентирована
на создание среды успеха ребёнка.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и
внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими
учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и
создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в
которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Содержание работы по разделам программы представляет собой систему
практических занятий, раскрывающие внутренние возможности детей и
развивающих личностные качества ребёнка.
Программа реализуется в течении одного года, рассчитана на 34 часа.
Возраст детей – 7-9 лет
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Форма организации образовательного процесса–групповая.
По содержанию деятельности–интегрированная.
Уровень сложности – стартовый.
По уровню образования – общеразвивающая.
Формы занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме,
совместная деятельность, индивидуальная работа.
Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного
насыщения и эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Материально- техническое обеспечение: столы,
компьютер, телевизор, стенд для выставочных работ.

стулья,

учебная

доска,

Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации
программы:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип систематичности и последовательности. Предполагает планирование
изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному ),
чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
3

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети
выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не
просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие –
приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе
овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа
конструирования из бумаги.
Задачи программы:
обучающие:
 знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми
формами оригами;
 формировать умения следовать устным инструкциям;
 обучать различным приемам работы с бумагой;
 знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
 обогащать словарь детей специальными терминами;
 учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
развивающие:
 развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
 развивать мелкую моторику рук и глазомер;
 развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;
 развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев.
воспитательные:
 воспитывать интерес к искусству оригами;
 расширять коммуникативные способности детей;
 формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
 учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате обучения по данной программе дети:
4

-научатся различным приемам работы с бумагой;
-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
-научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение,
мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
-познакомятся с искусством оригами;
-овладеют навыками культуры труда.
Воспитанники будут знать:
- различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание,
скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация,
конструирование из бумаги;
- особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера,
цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои;
-назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
Воспитанники будут уметь:
- выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать,
скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации.
Использовать навыки декоративного конструирования, располагать элементы
декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать
элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем,
кисточкой;
-ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам,
картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних
животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы;
- овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в
повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
-способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы,
адекватно возрасту);
-уметь определять понятия по изучаемым темам;
-строить логическое рассуждение, умозаключение при ответах на вопросы.
Регулятивные:
-овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности - умение
работать по правилу и образцу, слушать своего педагога и выполнять его инструкции;
5

-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные:
-овладеть средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками;
-быть способным управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные
общепринятые нормы и правила поведения;
-работать индивидуально и в группе:
-находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты:
-развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям,
окружающему миру;
-создать условия для формирования у ребенка положительного самоощущения,
уверенности в своих возможностях;
-формировать у ребёнка чувства собственного достоинства;
-сформировать первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе.
Учебно-тематический план
№п/п Название
образовательных
разделов

Всего
часов

Количество

Форма контроля

часов
Теория Практика

1

2

3

Знакомство с оригами, с 3
условными знаками и
приёмами. Бумага. Учимся
складывать.

1

Базовая форма
«Треугольник»

8

2

Базовая форма
«Воздушный змей»

4

3

Беседа,
обсуждение,
опрос.

6

Беседа, выставка,
сказка.

1

6

3

Беседа, выставка,
сказка

4

Базовая форма
«Книжечка»

2

1

1

Обсуждение,
выставка, сказка

5

Базовая форма «Конверт» 4

1

3

Обсуждение,
выставка

6

Базовая форма «Рыбы»

4

1

3

Беседа, выставка,
сказка

7

Базовая форма «Двойной 4
треугольник»

1

3

Обсуждение,
выставка

8

Базовая форма «Двойной 4
квадрат»

1

3

Обсуждение,
выставка

9

Итоговое занятие. Сказка 1

1

Беседа, сказка,
обсуждение,
инсценировка

10

Итого за год:

34

9

25

Содержание по разделам программы
1. Знакомство с оригами (3 ч)
Теория: История возникновения оригами. Виды и свойства бумаги для оригами.
Форма листа бумаги для моделей. Сказка о бумажном квадратике. Термины,
принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Графический язык оригами:
условные обозначения. Приемы работы в технике оригами; просмотр слайдов о том,
как появлялась бумага, рассматривание разных видов бумаги (картон,
гофрированная, бархатная, офисная, цветная).
Практика: Выяснение какими свойствами обладает бумага: сминают, проверка
на влагостойкость, прочность. Изготовление квадрата из прямоугольного листа
бумаги.
2. Базовая форма «Треугольник»(8 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Треугольник». Графический язык
оригами: условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Информация
познавательного характера: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете
изготовления.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Треугольник». Оформление
7

композиций с полученными изделиями: « Лягушка», « Мышка», « Зайчик», «Лиса» и
т.д.
3. Базовая форма «Воздушный змей»(4 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Воздушный змей». Графический язык
оригами: условные обозначения. Понятие модуля. Общие сведения о предмете
изготовления, загадывание загадки, ответы детей на вопросы воспитателя,
рассматривание иллюстраций с различными видами воздушных змеев, слушание
рассказа воспитателя о воздушном змее, показ и объяснение схемы складывания
воздушного змея из бумаги.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Воздушный змей». Оформление
композиций с полученными изделиями: «Ёлочка», «Берёзка», «Петушок»
4. Базовая форма «Книжечка» (2 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Книжечка». Графический язык оригами:
условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Информация познавательного
характера: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления.
Беседа о предстоящей работе- изготовлении книги, игра с мячом, беседа о правилах
поведения в детском саду, ответы детей на вопросы воспитателя, показ и объяснение
техники выполнения.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Книжечка». Оформление
композиций с полученными изделиями, изготовление книги, украшение готовой
поделки-книги.
5. Базовая форма «конверт» (4 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Конверт». Графический язык оригами:
условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Общие сведения о предмете
изготовления.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Конверт». Оформление композиций
с полученными изделиями.
6. Базовая форма «Рыбы» (4 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Рыбы». Графический язык оригами:
условные обозначения.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Рыбы». Оформление композиций с
полученными изделиями. Построить предметную композицию из корабликов,
пароходов, морских обитателей.
7. Базовая форма «Двойной треугольник» (4 ч)
8

Теория: Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник». Графический
язык оригами: условные обозначения.
Практика: Изготовление моделей животных, игрушек и др., используя
базовую форму. Повторение изученных базовых форм.
8. Базовая форма «Двойной квадрат» (4 ч)
Теория: Знакомство с базовой формой «Двойной квадрат». Графический язык
оригами: условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Информация
познавательного характера: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете
изготовления.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной квадрат». Оформление
композиций с полученными изделиями.
9. Итоговое занятие. Сказка (1 ч)
Теория: чтение и обсуждение рус. нар. сказок. Общие сведения о предметах
изготовления.
Практика: учить детей складывать бумагу по словесному указанию. Используя
базовую форму, продолжать учить детей изготавливать детали моделей животных из
сказки. Театрализация выбранной сказки.

9

Календарный учебный план
№ Месяц
п\
п
1

Сентябрь

Тема

Знакомство с оригами

Колво
час

Форма

1

Занятие –
презентаци
я

занятия

Форма
контроля
Беседа,
обсуждение

Творческая
мастерская
2

Сентябрь

Знакомство с

1

условными

Сентябрь

Бумага

1

Учимся складывать и
резать

4

Сентябрь

Базовая форма

Занятиебеседа,

1

Занятие –
творческая
мастерская

оригами «Лягушка»,
«Мышка»
Октябрь

обсуждение

Беседа,
опрос

творческая
мастерская

«Треугольник»;

5

Беседа,

Творческая
мастерская

знаками, приемами
оригами.
3

Занятиебеседа

Беседа,
обсуждение
выставка.

Базовая форма

1

«Треугольник»

Занятие –
творческая
мастерская

Выставка,

Занятие –
творческая
мастерская

Беседа,

обсуждение

«Заяц», «Лиса».
6

Октябрь

Базовая форма

1

«Треугольник»
«Волк, «Медведь»
10

творческая
работа

7

Октябрь

Ожившая сказка

1

Занятие –
игра

Инсценировка
сказки

1

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Творческая
работа, беседа,

«Теремок»

8

Октябрь

Базовая форма
«Треугольник»
«Аквариум с рыбками»

обсуждение
выставка.

9

Ноябрь

Базовая форма

1

«Треугольник»

Занятие –
творческая
мастерская

«Стаканчик», «Кошкиматрёшки»

10 Ноябрь

Базовая форма

1

Занятие –
творческая
мастерская

«Закладки-животные для
книг»
Базовая форма

обсуждение
выставка,
творческая
работа

«Треугольник»

11 Ноябрь

Беседа,

Беседа,
обсуждение
выставка.

1

«Треугольник»

Занятие –
творческая
мастерская

Беседа,
обсуждение
выставка.

12 Декабрь

Базовая форма
«Воздушный змей»

1

оригами «Ёлочка»
13 Декабрь

Базовая форма
«Воздушный змей»

1

«Лиса»

11

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Беседа,

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Опрос,

обсуждение
выставка.

беседа,

творческая
работа

14 Декабрь

Базовая форма
«Воздушный змей»

1

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Опрос,
творческая
работа

1

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Опрос,
творческая
работа

1

Занятие –

Беседа,

презентаци
я

обсуждение

«Берёза»
15 Декабрь

Базовая форма
«Воздушный змей»
«Петушок»

16 Янваарь

Базовая форма
«Книжечка»;
оригами «Домик для
петушка»

17 Январь

выставка

творческая
мастерская

Сказка «Петушок
золотой гребешок»

1

Занятие –
игра,

Инсценировка
сказки.

творческая
мастерская
18 Январь

Базовая форма
«Конверт»;

1

Оригами «Тюльпан»

19 Февраль

Занятие –
творческая
мастерская

Беседа,
обсуждение
творческая
работа,
выставка

Базовая форма
«Конверт»

1

«Ирис»

Занятие беседа,
творческая
мастерская

12

Беседа,
творческая
работа
выставка

20 Февраль

Базовая форма
«Конверт»

1

«Веточка»

Занятие беседа,
творческая
мастерская

Беседа,
обсуждение
выставка,
творческая
работа

21 Февраль

Базовая форма
«Конверт»

1

Панно «Цветущие
цветы»

Занятие беседа,
творческая
мастерская

Беседа,
обсуждение
выставка,
творческая
работа

22 Февраль

Базовая форма «Рыба»

1

Занятие –
презентаци
я,
творческая
мастерская

23 Март

«Лодка»

1

«Лодка под парусом»

Занятие –
творческая
мастерская

«Пароход»

Беседа,
обсуждение
выставка.

Беседа,
обсуждение
выставка,
творческая
работа

24 Март

«Краб»

1

«Акула»

Занятие –
беседа
творческая
мастерская

Беседа,
обсуждение
выставка,
творческая
работа

25 Март

Панно «На море»

1

13

Занятие –
творческая
мастерская

Беседа,
обсуждение

выставка
26 Март

Базовая форма «Двойной 1
треугольник»
«Бабочка»

27 Апрель

Базовая форма «Двойной 1
треугольник»
Игрушки

28 Апрель

Базовая форма «Двойной 1
треугольник»
Игрушки

29 Апрель

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Беседа,

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Беседа,

Занятие –
творческая
мастерская

Беседа,

обсуждение
выставка.

обсуждение
выставка.

обсуждение
творческая
работа

Базовая форма «Двойной 1
треугольник»

Занятие –
презентаци
я,

Беседа,
обсуждение

творческая
мастерская
30 Апрель

31 Май

32 Май

Базовая форма «Двойной 1
квадрат» «Лиса» «Заяц»

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Беседа,

Базовая форма «Двойной 1
квадрат» «Ёлки»
«Колобок»

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Беседа,

Базовая форма «Двойной 1
квадрат»

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Беседа,

14

обсуждение

обсуждение

обсуждение

33 Май

Базовая форма «Двойной 1
квадрат», «Воздушный
змей»
оригами «Медведь»
«Волк»

34 Май

Театрализация сказки

1

Итого за год:

34

15

Занятие –
беседа,
творческая
мастерская

Беседа,

Игровое
занятие

Постановка
сказки

обсуждение
выставка,



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.