Приложение №5
к учебному плану дополнительного образования,
утвержденному приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 20.08.2025 №59
Программа дополнительного образования
«Хранители времени» Школьный музей
Возраст обучающихся: 12 лет ( 7 класс)
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Киреева Евгения
Александровна,
учитель истории и обществознания
Лесной
2025
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хранители времени»,
школьный музейный уголок для 7 классов информационно просветительской,
патриотической, нравственной и экологической направленности составлена в соответствии
с Учебным планом МАОУ СОШ 72 г. и обеспечивает достижение планируемых результатов
ФГОС третьего поколения основного общего образования.
Программа расширяет знания по истории и культуре родного края, страны на основе
знакомства с материалами музея, приобщает школьников к исследовательской
деятельности, развивает познавательный интерес к изучению истории и культуры;
воспитывает гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных
традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений,
ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирует национальную
терпимость, активную жизненную позицию.
В учебном плане на изучение курса отводится: 2 часа в неделю. Всего за год
реализации программы - 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
1.Сравнение и оценивание выполнения своей работы
2.Устойчивый познавательный интерес к новым знаниям
3.Адекватного понимания причин успешности/неуспешности в ходе выполнения
заданий.
Метапредметные результаты:
1. Учиться работать по предложенному учителем плану
2. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом
3.Составление плана решения проблемы совместно с учителем
4. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
5. Умение работать в паре, в группах
6. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности
7.Задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
1. Самостоятельно выполнять задания
2. Осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки
3. Умение высказывать свое мнение и обосновывать его
4. Умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с
использованием компьютерных средств и технологий (текстовые редакторы, презентации)
5.Владение навыками работы с различными источниками информации - книгами,
справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет
6.Умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и
отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. Осознавать значимость краеведения для личного развития
2. Формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала.
3.Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу
4. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации. целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать
(составлять план своей деятельности)
5. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное)
6. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
7. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Содержание рабочей программы
Курс ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению истории,
вспомогательных исторических дисциплин, краеведения и музееведения. Формы и методы
обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая деятельность, игра, экскурсии,
групповая работа, мини-исследования, проектная деятельность, встречи, практические
занятия.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Хранители
времени», Школьный музейный уголок.
№ Тема
п/п
1
Вводное занятие.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество Содержание
часов
2ч
Задачи, содержание и значение работы
кружка
«Хранители
времени».
Особенности
работы
историковкраеведов.
Специфика
школьного 1 ч
Выбор профиля и темы музея.
музея как центра музейнопедагогической
и
краеведческой работы в
школе.
Оформление
школьной 1 ч
Оформление школьной экспозиции
экспозиции
Музейная экспозиция
2ч
Понятие, виды, примеры работ
Сбор и систематизация 2 ч
Работа в группах по составление
материала
вопросов интервью, интервьюирование
друг друга, составление плана описания
экспонатов.
Оформление экспозиции к 1 ч
Оформление школьной экспозиции
Дню
Атомной
промышленности
Музейная терминология
1
Понятия, термины
Оформление экспозиции к 1
Сбор
информации,
подготовка
Международному
Дню
экспозиции
учителя.
История музейного дела в 1
Погружение в историю создания музеев
России
в России
Понятия:
музейный 2
Знакомство с понятиями: музейный
предмет
музейного
предмет,
предмет
музейного
назначения – экспонат.
назначения, экспонат и работа с ними в
11
12
13
14
Оформление экспозиции к 1
Дню
работников
заповедников
и
национальных парков
Способы
изучения 1
музейных предметов
16 часов
Оформление экспозиции к 1
Дню народного единства
Работа экскурсовода
2
15
Музейная экскурсия и ее 2
подготовка.
16
Оформление экспозиции к 1
Дню матери
Аудитория
школьного 1
музея.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Значение
исторических 1
источников в работе музея
Оформление экспозиции к 1
Дню Героев Отечества
Выставка
как
форма 2
презентации коллекций.
Оформление экспозиции к 2
Дню Конституции РФ
Проведение экскурсии для 1
младших школьников
Записи
историко- 2
краеведческих
наблюдений.
16 часов
Школьный
музей
– 1
источник изучения родного
края.
Историческое краеведение 2
как наука.
Оформление экспозиции к 1
Дню
российского
студенчества
рамках
школьного
музея.
Классификация музейных предметов.
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Основные
критерии
ценности
музейного предмета. Уникальный и
типичный музейный предмет.
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Рассмотреть работу экскурсоводов, их
цели и задачи.
Основные требования к музейной
экскурсии.
Этапы
подготовки
экскурсии.
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Понятие: аудитория школьного музея –
учащиеся данной школы или других
школ, родители, жители посёлка,
воспитанники детских садов и т. д.
Разнообразие
форм
работы
с
аудиторией.
Понятие исторический источник
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Выставка (экспозиция временного
характера)
как
актуальная
для
школьного музея форма презентации
его
коллекций.
Интерактивные
выставки.
Практическое занятие
Сбор
информации,
экспозиции
Анализ работы
подготовка
Рассмотреть школьный музей
источник изучения родного края.
как
Историческое краеведение как наука.
Объекты
изучения.
Общественно
полезный характер исторического
краеведения.
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Записи
историко- 1
краеведческих
наблюдений.
Оформление экспозиции к 2
Дню полного освобождение
Ленинграда от фашистской
блокады
Как проводить беседы с 1
очевидцами исторических
событий.
Оформление экспозиции к
Дню зимних видов спорта
России
История родного города в
документах
Оформление экспозиции к
Дню Защитника Отечества
Родной
край
сегодня,
перспективы развития.
Оформление экспозиции к
Международному
Женскому Дню 8 Марта
Что такое архив.
2
2
2
2
Как проводить беседы с очевидцами
исторических событий и записывать их
воспоминания.
Изучение
записей
воспоминаний,
хранящихся
в
школьном музее.
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Изучение документов, записей, книг о
родном городе
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Практическая работа
2
Сбор
информации,
экспозиции
2
Понятие архива. Виды архивов.
Рассматривание и анализ описания
архивных карточек.
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Оформление
экспозиции 1
День воссоединения Крыма
к России
О
чем
рассказывают 1
собранные материалы?
22 часа
Воспитательное значение 1
военно-патриотической
работы.
Оформление экспозиции к 1
Дню космонавтики
Жители города – ветераны 2
и труженики тыла ВОВ.
Оформление экспозиции к
Междурядному
дню
памятников и исторических
мест
Оформление экспозиции к
Дню Весны и труда
Оформление экспозиции к
Дню Победы
Как
организовать
историческую поездку
Записи
историко-краеведческих
наблюдений.
Порядок
ведения
дневника исторических событий.
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
2
2
2
2
подготовка
Практическое занятие
Воспитательное значение
патриотической работы.
военно-
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Жители города – ветераны и труженики
тыла Великой Отечественной войны.
Организация фотовыставки.
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Сбор
информации,
подготовка
экспозиции
Как определять цели и район
экспедиции. Как комплектовать группы
45
Создание мультимедийной 2
презентации
“Наш
школьный музей”
Итого
68 часов
и распределять обязанности. Как
разрабатывать маршрут экспедиции.
Итоговое занятие.