Приложение № 6 к ООП НОО,
утвержденной приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 28.08.2023 № 138
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
социального направления
«Тропинка к своему Я»
1-2 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по психологии для 1-2 класса разработана на основе программы
формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки
психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.
Рабочая программа по психологии для 1-2 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы
основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего
образования, примерной программой по психологии.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии,
созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
Программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и
сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию
интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы
преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению
атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других
людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным
факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой
которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению
большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия
между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического
здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование
у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к
одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников
через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к
внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать
чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку
преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния
в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
Данная программа разработана для внеурочной деятельности младших школьников.
Программа рассчитана на 2 года обучения и включает 59 часов. 1 класс-25 часов, 2 класс-34
часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с
младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностномотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного
«Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает
осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с
живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством
самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и
своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка
потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними
осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все
направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Метапредметными результатами
изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой
позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:
учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников
учиться прогнозировать последствия своих поступков
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками
информации.
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
делать выводы в результате совместной работы в группе
учиться графически оформлять изучаемый материал
моделировать различные ситуации
усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении
учиться договариваться и приходить к общему решению
учиться понимать эмоции и поступки других людей
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод
погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ
продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод
творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы
психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка,
психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип
воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности,
систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных
возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют
исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы
науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для
самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе
обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической
культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической
деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической
реальности и действительности в целом.
Методические рекомендации:
В группу входят дети, обучающиеся одного класса. Оптимальный состав группы 12-15
человек. Продолжительность одного занятия – 40-45 минут. Периодичность – 1 раз в неделю.
Содержание программы «Тропинка к своему Я»
Первый класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 1 класс» (25 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1.Я школьник (13 часов)
Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно
ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои
успехи в школе. Моя «учебная сила».
Раздел 2. Мои чувства (12 часов)
Радость Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку. Жесты. Радость
можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его
относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими
чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу. Обида. Разные чувства. Итоговое
занятие.
Второй класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 2 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1. Я – фантазёр (10 часов)
Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет
ни одной школы? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и зачем она нужна
человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно
назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а что – фантазии? Мои мечты. О чём я мечтаю?
Мечты и фантазии. Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить
вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у
учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?
Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои
одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она
берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с
«Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие
чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со
взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему
родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут
уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Раздел 4. Я и мои друзья (8 часов)
Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как
избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки?
Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким
среди своих сверстников?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Методические пособия для учителя:
Аудио-, видеозаписи.
Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
Набор открыток сюжетного содержания.
Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.
Набор тематических таблиц.
Набор фотографий видов природы, портретов людей.
Психологические тесты.
Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.
Список литературы
1. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.:
Просвещение, 1991.
5. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
6. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
7. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
8. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса
для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области
“Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
9. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
10. Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.
11. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
12. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
13. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в
подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
15. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.
16. Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.
17. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший
подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
18. Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.
19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х
частях. М.: Генезис, 2000.
20. Через самовыражение к самопознанию // составитель Сафонова Л.В. Первоуральск, 1997.
21. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
22. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.
23. Энциклопедия практического самопознания // составитель А.И. Красило. М., 1994.
Литература, необходимая для овладения курса.
Для ученика (обучающегося)
Дополнительная
1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. Минск,2004.
3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу
«Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко М.: Педагогическое общество
России, 2001.
4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий М.: Просвещение,
1991.
5. ТертельА.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель М.:
Проспект, 2005.
6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина М.:
Издательство «Атлант»,2004.
Интернет-ресурсы.
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
урока
Модули, темы
урока
Кол
часов
Формы
Универсальные учебные
Элементы
организации учебной
действия
содержания
деятельности
(УУД)
Раздел 1. Я - школьник (13часов)
1
Тема «Знакомство.
Введение в мир
психологии»
1
Беседа, упражнения на
формирование дружеских
отношений, развитие
уверенности в себе
Знакомство с предметом
психология, с учителем и
одноклассниками.
Упражнения «Знакомство»,
«Имя оживает», «Ласковое
имя», «Рисунок имени»
2
Тема «Как зовут
ребят моего класса»
1
Групповая работа,
индивидуальная работа,
направленные на
осознание позиции
школьника
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Мое имя», «Имя начинается
с буквы», «Имя соседа», «Я солнышко», «Нарисуем имя
мамы»
3
Тема «Зачем мне
нужно ходить в
школу»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Социальные пробы,
обсуждение
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Закончи предложение»,
«Какой урок важнее».
4
Тема «Я в школе»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Работа со сказкой», рисунок
«Я в школе»
Р Ориентируются на образец и
правило выполнения действия
П Выделяют и формулируют
познавательную цель с помощью
учителя
К Слушают и понимают речь других
ребят
Л Формируют положительное
отношение к школе
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют работать по предложенному
учителем плану
К Доверительно и открыто говорят о
себе и своих чувствах
Л Ориентируются на понимание
предложений и оценок учителя,
товарищей
Р Планируют совместно с учителем
свои действия в учебной и жизненной
ситуации
П Строят речевое высказывание в
устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других
людей
Л Ориентируются в нравственном
содержании и смысле как
собственных поступков, так и
окружающих
Р Самостоятельно оценивают
правильность выполнения действия и
вносят коррективы
П Слушают и понимают речь других
К Умеют задавать вопросы и
участвовать в диалоге
Л Ориентируются на содержательные
Измерители
Рабочая тетрадь
Рисунок на
заданную тему
Рабочая тетрадь,
упражнения по
инструкции, по
образцу
Метод
самостоятельных
наблюдений
Дата
5
Тема «Мой класс»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Практикум, обсуждение
6
Тема «Какие ребята
в моем классе»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Развивающие игры,
обсуждение
7
Тема «Мои друзья в
классе»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Практикум, обсуждение,
ролевые игры
8
Тема «Мои успехи в
школе»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Развивающие
упражнения,
обсуждение
9
Тема «Моя «учебная
сила»»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Практикум.
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Сколько в нашем классе»,
«Какого цвета», «Буратино
хочет в школу», «Буратино
хочет к нам в гости»,
«Буратино проголодался».
Работа со сказкой «Два
города». Рисунок сказки
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Сколько в моем классе»,
«Закончи предложение»,
«Мы», «Вспомни хорошие
поступки», «Мы любим».
Работа со сказкой «Кто
самый лучший»
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Кто умеет хорошо»,
«Закончи предложение»,
«Тропинка к сердцу»,
«Портрет моего друга»,
«Изобрази предмет», «Буквы
на спине», «Спасибо, что
помог», «Ниточки тепла»,
«Как можно помириться»,
«Да», «У кого самое лучшее
зрение». Работа со сказкой
«Про белоцветик», «Фло»,
«Снежинка».
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Закончи предложение»,
«Буратино забыл слова»,
«Мне помогли», «Считалка».
Работа со сказкой «Яшок и
«звездная болезнь»
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения «Я
тоже», «Встаньте, у кого это
есть», «Главная учебная
моменты школьной действительности
Р Осуществляют пошаговый и
Диагностические
итоговый контроль по результату
процедуры
П Пересказывают небольшие тексты
К Строят простое речевое
высказывание
Л Формируют положительное
отношение к школе
Р Учатся осознавать свои трудности
и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет
конкретную информацию с помощью
учителя
К Имеют первоначальные навыки
работы в группе
Л Оценивают результаты своей
деятельности
Р Овладевают способами самооценки
выполнения действия
П Находят ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт
К Выполняют различные роли
Л Формируют положительное
отношение к школе
Понимание текста,
ответы на вопросы
Р Осваивают правила планирования,
контроля способа решения
П Группируют предметы и их образы
по заданным признакам
К Строят понятные для партнера
высказывания
Л Соблюдают правила игры и
дисциплины
Р Учитывают выделенные учителем
ориентиры действия в учебном
материале
П Классифицируют объекты под
Рисунок по сказке
Рисунок по сказке
Рисунок по сказке
Психогимнастические,
ролевые игры.
Дискуссионная игра
10
Тема «Радость. Что
такое мимика»
1
Фронтальная работа
11
Тема «Радость. Как
1
ее доставить другому
человеку»
Групповая и
индивидуальная
работа
Игровые методы,
методы психической
саморегуляции
12
Тема «Жесты»
1
Работа в группах
по алгоритму,
обсуждение
13
Тема «Радость
можно передать
прикосновением.
Радость можно
подарить взглядом»
1
Словесные методы
Работа в группах
по алгоритму,
обсуждение
14
Тема «Грусть»
1
Индивидуальная,
групповая работа
сила». Работа со сказкой
«Козленок Хрупигав»
руководством учителя
К Принимают чужую точку зрения
Л Знают правила игрового общения
Раздел 2. Мои чувства (17 часов)
Разминка «Зайчик
Р Учатся осознавать свои трудности
рассмеялся – зайчик
и стремятся к их преодолению
испугался», «Раз, два, три, за П Включаются в творческую
мною повтори». Упражнения деятельность под руководством
«Закончи предложение»,
учителя
«Зоопарк», «Рисунок
К Учатся работать в паре и группе
радости».
Л Ориентируются на понимание
чувств других людей
Разминка «Угадай, где я
Р Овладевают навыками
иду», «Превратись в
самоконтроля в общении со
животное». Кричалка «Я
сверстниками и взрослыми
очень хороший» Упражнения П Умеют распознавать и описывать
беседа «Как доставить
свои чувства под руководством
радость другому человеку»,
учителя
«Собираем добрые слова»,
К Умеют договариваться
«Скажи мишке добрые
Л Формируют положительное
слова».
отношение к школе
Разминка «Угадай, где я
Р Строят речевое высказывание в
иду». Упражнения «Радость
устной форме
можно выразить жестом»,
П Учатся исследовать свои качества
«Передай сообщение»,
и свои особенности
«Объясни задание». Работа
К Умеют ставить вопросы для
со сказкой «Когда молочные сотрудничества в поиске и сборе
зубы сменились
информации
постоянными»
Л Ориентируются на самоанализ и
самоконтроль результата
Разминка «Муха»,
Р Извлекают с помощью учителя
«Превратись в животное»,
необходимую информацию из
«Фотоохота», «мысленная
литературного текста
картинка», «Врунишка».
П Учатся рассуждать, строить
Кричалка «Ура успешной
логические умозаключения с
фотоохоте». Упражнения
помощью учителя
«Радость можно передать
К Понимают смысл простого текста
прикосновением», «Радость
Л Проявляют учебно-познавательный
можно подарить взглядом»,
интерес к новому учебному
«Котенок». Работа со сказкой
материалу
«О муравьишке, который
пошел в школу», «Нужная
вещь»
Разминка «Покажи
Р Переносят навыки построения
профессию», «Скажи да и
внутреннего плана действия из
Иллюстрация на
тему «Радость».
Участие в
упражнении
«Скажи мишке
добрые слова».
Рисунок по сказке
Составление схем
Рисунок по сказке
Рисунок по сказке
15
Тема «Страх»
1
Индивидуальная,
групповая работа
16
Тема «Страх. Его
относительность»
1
Фронтальная работа
17
Тема «Как
справиться со
страхом»
1
Фронтальная работа
18
Тема «Страх и как
его преодолеть»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Работа в парах,
фронтальная работа
Тема «Гнев. С
какими чувствами он
дружит»
2
Фронтальная работа
Собеседование, игровые
упражнения
19-20
нет». Упражнения «Закончи
предложение», «Грустные
ситуации», «Котенок
загрустил». Работа со
сказкой «Сказка про котенка
Ваську»
Разминка «Дотронься до…».
Упражнения «Мысленная
картинка», «Покажи
страшилку». Работа со
сказкой «Девочка с мишкой»,
«Темноландия»
игровой деятельности в учебную
П Учатся наблюдать
К Договариваются и уважают разные
мнения
Л Формируют положительное
отношение к школе
Р Определяют и формулируют цель
деятельности с помощью учителя
П Моделируют ситуации с помощью
учителя
К Учиться слушать и понимать речь
других ребят
Л Проявляют сдержанность,
терпеливость, вежливость в процессе
взаимодействия
Разминка «неопределенные
Р Вносят необходимые коррективы в
фигуры». Упражнения
действие после его завершения на
«Конкурс пугалок», «Чужие
основе оценки и учета характера
рисунки», «Закончи
ошибок
предложение». Работа со
П Моделируют ситуацию с помощью
сказкой «Мы просто очень
учителя
боялись за вас»
К Учатся доверительно и открыто
говорить о своих чувствах
Л Умеют налаживать контакты с
окружающими
Разминка «Страшные
Р Адекватно воспринимают
персонажи телеэкрана»,
предложения и оценку учителя,
«Придумай веселый конец».
товарищей
Упражнения «Картинная
П Учатся рассуждать, строить
галерея». Работа со сказкой
логические умозаключения с
«Маленькая луна»
помощью учителя
К Учатся работать в паре и группе
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Разминка «Почему подрались Р Осваивает правила планирования,
дети», «Испугаем поконтроля способа действия
разному». Упражнения
П Учатся исследовать свои качества
«Страшная маска». Работа со и свои особенности
сказкой «Сказка звезд»
К Применяют первоначальные
способы поиска информации
Л Проявляют заботу о человеке при
групповом взаимодействии
Разминка «Художники»,
Р Овладевает способами самооценки
«Попугай», «Покажи
выполнения действия
дневник маме». Работа со
Рисунок по сказке
Понимание
прочитанного
Понимание
прочитанного
Рисунок по сказке
Рисунок по сказке
сказкой «О мальчике Сереже,
который всего боялся, и
потому дрался», «Как
ромашки с васильками
поссорились».
Тема «Может ли
гнев принести
пользу»
2
Фронтальная работа
Собеседование, игровые
упражнения
Психогимнастика
Разминка «Черная рука –
белая рука», «Разозлились одумались», «Поссорились помирились». Упражнения
«Закончи предложение».
Работа со сказкой «О
путнике и его беде»
23
Тема «Обида»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Практическая работа
Разминка «Массаж
чувствами», «Пусть всегда
будет», «Весеннее
настроение». Упражнения
«закончи предложение»,
«Какая у меня обида»,
«Напрасная обида». Работа
со сказкой «Обида»
24
Тема «Разные
чувства»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Попугай»,
«Покажи дневник маме»,
«Шурум-бурум», «Море
волнуется», «Волны».
Упражнения «Закончи
предложение», «Ожившее
чувство», «Рисунок чувств».
25
Тема «Итоговое
занятие»
1
Фронтальная, групповая
работа
Игра-конкурс
Обобщение основных знаний
и навыков
21-22
Итого
25 ч
П Учатся распознавать и описывать
свои чувства и чувства других людей
с помощью учителя
К Учитывают разные мнения
Л Анализируют и систематизируют
полученные умения и навыки
Р Умеют оценивать свой результат с
помощью учителя
П Устанавливают
последовательность событий в тексте
К Формулируют собственное мнение
Л Ориентируются на понимание
предложений и оценок учителя,
товарищей
Р Умеют понимать и контролировать
свое эмоциональное состояние
П Учатся работать по
предложенному учителем плану
К Строят понятные для партнера
высказывания
Л Ориентируются в нравственном
содержании и смысле собственных
поступков, так и поступков
окружающих людей
Р Учатся осознавать свои трудности
и стремятся преодолевать их
П Высказывают свое мнение
К Ориентируются на позицию
партнера в общении и
взаимодействии
Л Умеют выражать себя в различных
видах творческой и игровой
деятельности
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Строят логические умозаключения
с помощью учителя
К Выполняют различные роли
Л Применяют умения в области
самоанализа и саморазвития
Рисунки и ответы
на вопросы по
содержанию
сказки
Обсуждение
сказки, вопросы на
понимание смыла
сказки
Задание
творческого
характера
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
урока
Модули, темы
урока
Кол
часов
Формы
организации учебной
деятельности
Элементы содержания
Универсальные учебные
действия
(УУД)
Измерители
Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов)
1
Тема «Мы рады
встрече»
1
Фронтальная работа
Беседа
Разминка «Мячик»,
Упражнения «Вспомни
чувства», «Чувствавоспоминания», «Рисунок
радости».
2
Тема «Понимаем
чувства другого»
1
Фронтальная, групповая
работа
Разминка «Мячик»,
«Лишнее слово».
Упражнения «Я тебя
понимаю», «Сочини
рассказ», «Общая радость».
3-5
Тема «Мы
испытываем разные
чувства»
3
Фронтальная, групповая
работа
Социальные пробы
Разминка «Мячик»,
«Лишнее слово», «Реши
пример», «Кто сегодня
чувствовал». Упражнения
«Сочини рассказ», «Режим
дня», «Рисуем режим»,
«Пластилиновое чувство»,
«Палитра чувств». Работа
со сказкой «Сказка о
мальчике, который боялся
темноты»
6-7
Тема «Люди
отличаются друг от
друга своими
2
Групповая и
индивидуальная работа
Р Ориентируются на образец и
правило выполнения действия
П Учатся наблюдать и
осознавать происходящие в
самом себе изменения
К Слушают и понимают речь
других ребят
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют распознавать и
описывать свои чувства и
чувства других людей,
различать эмоции
К Доверительно и открыто
говорят о себе и своих
чувствах
Л Формируют положительное
отношение к школе
Р Планируют деятельность в
учебной и жизненной
ситуации
П Моделируют различные
ситуации
К Учатся понимать эмоции и
поступки других людей
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Рисунок сценок из
летней жизни
Общий рисунок на
заданную тему «Радость»
Упражнения по
инструкции, по образцу
Рисунок по сказке
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (18часов)
Разминка «Лишнее слово»,
«Кто сегодня молодец».
Упражнения «Качества», «В
Р Самостоятельно оценивают
правильность выполнения
действия и вносят коррективы
Метод самостоятельных
наблюдений
Рисунок по сказке
Дата
качествами»
чем твоя сила», «Сердце
класса», «Чьи качества».
Работа со сказкой «Пятерка
и доброе сердце»
Тема «Хорошие
качества людей»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Практикум
Разминка «Какие качества
задуманы». Упражнения
«Отзывчивость», «Три
качества», «Я знаю пять
хороших качеств»,
«Качество в подарок».
Работа со сказкой «Я не
такой как все»
10-11
Тема «Самое важное
хорошее качество»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Развивающие игры
Разминка «Найди лишнее
слово», «Качества –
шепотом». Упражнения
«Сборы в дорогу», «Кто
любит людей», «Поделимся
любовью». Работа со
сказкой «Хвостатик»
12
Тема «Кто такой
сердечный человек»
1
Фронтальная работа
Практикум
Разминка «Найди лишнее
слово», «Отгадай
качество». Упражнения
«Догадайся, что задумано»,
«Пять моих хороших
качеств», «Мягкое сердце»
13
Тема «Кто такой
1
Групповая работа
Разминка «Найди лишнее
8-9
П Делают выводы в
результате совместной работы
в группе
К Учатся грамотно задавать
вопросы и участвовать в
диалоге
Л Ориентируются на
содержательные моменты
школьной действительности
Р Оценивают степень
достижения цели
П Доказывают, делают
выводы, определяют понятия
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролируют,
корректируют, оценивают его
действия
Л Оценивают результаты
своей деятельности
Р Учатся прогнозировать
последствия своих поступков
П Устанавливают причинноследственные связи
К Учатся позитивно проявлять
себя в общении
Л Соблюдают правила игры и
дисциплины
Р Определяют и формулируют
цель в совместной
деятельности вместе с
учителем
П Делают выводы в
результате совместной работы
в группе
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролируют,
корректируют, оценивают его
действия
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Р Учатся контролировать
Диагностические
процедуры
Рисунок по сказке
Слушание текста, ответы
на вопросы
Рисунок по сказке
Метод самостоятельных
наблюдений
Обсуждение, рисунок по
доброжелательный
человек»
14
15-16
17
Развивающие
упражнения
слово», «Какое слово не
подходит». Упражнения
«Поделимся любовью»,
«Волшебные слова». Работа
со сказкой «Маленький
котенок»
Групповая работа
Развивающие
упражнения
Разминка «Какое слово не
подходит», «Какое качество
зашифровано».
Упражнения «Я бы хотел
стать более», «Золотой
ключик». Работа со сказкой
«Часы»
Тема «Я желаю добра 2
ребятам в классе»
Групповая работа
Развивающие
упражнения Практикум
Разминка «Аналогии»,
«Шифровальщик».
Упражнения «Как ведет
себя человек», «Я желаю
добра».
Работа со сказкой «О
подзорной трубе»
Тема «Очищаем свое
сердце»
Групповая работа
Развивающие
упражнения Практикум
Разминка «Аналогии»,
«Шифровальщики».
Упражнения «Чистое
сердце».
Работа со сказкой «Сказка
про гусеничку»
Тема «Трудно ли
быть
доброжелательным
человеком»
1
1
свою речь и поступки
П Умеют сопоставлять
полученную информацию с
имеющимся жизненным
опытом
К Формируют нравственные
чувства и нравственное
поведение
Л Ориентируются на
понимание чувств другого
человека
Р Планируют деятельность в
учебной и жизненной
ситуации
П Делают выводы в
результате совместной работы
в группе
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролируют,
корректируют, оценивают его
действия
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Р Учатся осознавать свои
трудности и стремятся к их
преодолению
П Включаются в творческую
деятельность под
руководством учителя
К Учатся работать в группе
Л Ориентируются на
самоанализ и самоконтроль
результата
Р Извлекают с помощью
учителя необходимую
информацию из
литературного текста
П Умеют распознавать и
описывать свои чувства под
руководством учителя
К Понимают смысл простого
текста
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
18-19
Тема «Какие
качества нам
нравятся друг в
друге»
2
Групповая работа
Развивающие
упражнения Практикум
Разминка «Зеленый
крокодил в синей шляпе»,
«Угадайка». Упражнения
«Снежная королева».
Работа со сказкой «Кузя»
20-21
Тема «Какими
качествами мы
похожи и чем
отличаемся»
2
Групповая работа
Психогимнастические и
ролевые игры.
Разминка «Неоконченные
предложения»,
«Психологическая загадка».
Упражнения «Ладошка»,
«Мы похожи – мы
отличаемся».
Работа со сказкой «Туча»
22
Тема «Люди
отличаются друг от
друга своими
качествами»
1
Групповая работа
Психогимнастические и
ролевые игры.
Разминка «Неоконченные
предложения»,
«Психологическая загадка»,
«Джунгли», «Кто тебя
позвал». Упражнения
«Звездочка». Работа со
сказкой «Цветок по имени
незабудка»
23
Тема «В каждом
человеке есть
светлые и темные
качества»
1
Групповая работа
Развивающие
упражнения
Разминка «Неоконченные
предложения»,
«Психологическая загадка»,
«Птичий двор», «Чьи
ладошки». Упражнения
«Темные и светлые
мешочки», «Светофорики».
Работа со сказкой
«Перчатки»
Л Проявляют сдержанность,
терпеливость, вежливость в
процессе взаимодействия
Р Осваивают правила
планирования, контроля
способа действия
П Делают выводы в
результате совместной работы
в группе
К Учатся работать в паре и в
группе
Л Проявляют сопереживание
к другим людям
Р Планируют деятельность в
учебной и жизненной
ситуации
П Моделируют ситуацию с
помощью учителя
К Применяют первоначальные
способы поиска информации
Л Проявляют заботу о
человеке при групповом
взаимодействии
Р Адекватно воспринимают
предложения и оценку
учителя, одноклассников
П Учатся рассуждать, строить
логические умозаключения с
помощью учителя
К Договариваются и уважают
разные мнения
Л Умеют налаживать
контакты с окружающими
Р Планируют деятельность в
учебной и жизненной
ситуации
П Делают выводы в
результате совместной работы
в группе
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролируют,
корректируют, оценивают его
действия
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Раздел 3. Какой Я – Какой Ты? (11 часов)
24-25
Тема «Какой Я?»
2
Фронтальная работа,
индивидуальная работа
Разминка «Неоконченные
предложения»,
«Психологическая загадка»,
«Холодно-горячо».
Упражнения «Цыганка».
Работа со сказкой «Сказка
про дружбу»
26-27
Тема «Какой ТЫ?»
2
Фронтальная работа,
индивидуальная работа
Разминка «Неоконченные
предложения»,
«Психологическая загадка»,
«Найди игрушку»,
«Топните те, кто», «Какого
цвета твои глаза».
Упражнения «Цыганка»,
«Заяц-Хваста», «Я задумал
мальчика», «Интервью»,
«Прослушивание
интервью».
28-29
Тема «Трудности
второклассника в
школе, дома, на
улице»
2
Работа в группах по
алгоритму
Разминка «Загадай
игрушку», «Хрюкните те,
кто…», «Крылатые
качели». Упражнения
«Копилка трудностей»,
«Театр».
Рисунок «Трудные
ситуации второклассника».
30-31
Тема «Школьные
трудности»
2
Работа в группах по
алгоритму
Разминка «Изобрази
предмет», «Бой быков»,
«Школа зверей», «Дважды
два - четыре», «Взвигните
Р Определяют и объясняют
своё отношение к правилам и
нормам человеческого
общения
П Усваивают разные способы
запоминания информации
К Осознают необходимость
признания и уважения
особенностей других людей
Л Проявляют заботу о
человеке при групповом
взаимодействии
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность
выполнения действий и
корректируют при
необходимости
К Умеют соотносить позиции
партнеров и собственную
Л Умеют налаживать
контакты с окружающими
Р Выбирают, как поступить, в
т.ч. в неоднозначных
ситуациях (моральные
проблемы) и отвечать за свой
выбор
П Усваивают разные способы
запоминания информации
К Умеют ставить вопросы для
сотрудничества в поиске и
сборе информации
Л Ориентируются на
понимание предложений и
оценки учителя, товарищей
Р Определяют и объясняют
своё отношение к правилам и
нормам человеческого
общения
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок
Обсуждение, рисунок
трудностей
Обсуждение, рисунок
сказки
те, кто…», «Изобрази
ситуацию». Упражнения
«Помоги Сереже».
Работа со сказкой «В одном
лесу жила-была…», «Про
львенка и Пашу»
32-33
Тема «Домашние
трудности»
2
Работа в группах по
алгоритму
34
Тема «Итоговое
занятие»
1
Фронтальная работа
Итого
34 ч
Разминка «Изобрази
предмет», «Разные
ладошки», «Если я
улитка…», «Изобрази
ситуацию», «Если я
отличник».
Работа со сказкой «О
муравьишке», «Верить и
стараться».
Фестиваль игр
П Высказывают свое мнение
К Умеют полно и точно
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Л Умеют выражать себя в
различных видах творческой и
игровой деятельности
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Учатся находить
положительные качества у
себя и у других людей
К Выполняют различные роли
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Р Определяют и
формулируют цель
деятельности с помощью
учителя
П Учатся работать по
предложенному учителем
плану
К Строят понятные для
партнера высказывания
Л Анализируют и
систематизируют полученные
умения и навыки
Обсуждение, рисунок
сказки