Учебный план ДО на 2025-2026 уч.год

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа№72»
________________А.Е. Тетерин
___»29» августа 2025г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №72»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2025-2026
УЧЕБНЫЙ ГОД

Лесной
2025 г.

Пояснительная записка
В соответствии с частью первой статьи 75 Федерального закона РФ от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, духовно – нравственном, физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни,укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей,
проявивших
выдающиеся
способности.
Дополнительные
общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей.
Цель дополнительного образования – обеспечение права личности на
развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения
разнообразных интересов детей и их семей, развитие мотивационного
потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение
общественной солидарности.
В соответствии Приказом от 09.11.2018г. № 196 Министерства
просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам», образовательная деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам в МАОУ СОШ №72
направлена на решение основных задач дополнительного образования:
 формирование и развитие творческих способностей детей;
 удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а
также взанятиях физической культурой и спортом;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся и воспитанников;
 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
 выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
 профессиональную ориентацию учащихся;
 социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры учащихся;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов и федеральных государственных требований.
В
дополнительном
образовании
федеральные
государственные
образовательные стандарты не установлены, это сфера вариативного
содержания
образования,
развития
личности
в
соответствии
с
индивидуальными
образовательными
потребностями,
способностями,
интересами, особенностями детей.
Дополнительное образование детей, основанное на добровольности и
свободе выбора дополнительных образовательных программ, разнообразных

видов деятельности, педагогов, времени, режима и форм занятий, имеет
огромный потенциал для социального воспитания и всестороннего развития
личности каждого ребенка, вносит значительный вклад в дело подготовки к
взрослой жизнедеятельности подрастающего поколения.
Нормативной базой для определения стратегии развития дополнительного
образования в образовательном учреждении и формирования уровня оценки
качества дополнительного образования являются:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29 ноября 2018
г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Деятельность в системе дополнительного образования детей в МАОУ
СОШ №72 в 2023-2024 учебном году осуществляется по пяти направлениям:
1) техническое;
2) художественное;
3) естественно-научное;
4) физкультурно-спортивное;
5) социальное
Направление деятельности «Естественно-научное» представлено
объединениями «Инженерное моделирование» и «Разговорный английский язык».
«Инженерное моделирование»
Занятия по конструированию и моделированию главным образом направлены на
развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления
тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в
творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению
предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о
ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над
тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках
математики, окружающего мира, изобразительного искусства, труда, но и углубляют их.
«Разговорный английский язык» Программа строится на принципах осмысления и систематизации полученных знаний.
Теоретические знания закрепляются разбором конкретных ситуаций в области говорения.
Значительную часть отводимого на программу времени занимают практические занятия.
Практическая направленность занятий позволяет обеспечить коммуникативную подготовку
обучающихся к грамотному и эффективному владению английским языком.
Конкретизированы требования к уровню усвоения учебного материала обучающимися по
разделам программы, детализированы дидактические единицы; в соответствии с
ФГОС определены планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения образовательной программы .
Программа является вариативной . При необходимости темы могут быть изменены,
сокращены, добавлены, что не скажется на достижении основных результатов программы.
Программа предназначена для одарённых детей. Данная программа поможет оказать

существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая
условия для их развития и социализации, поможет поддержать и развить индивидуальные
способности ребёнка в области изучения англоязычной культуры и овладения англоязычной
речью.
Направление деятельности «Физкультурно-спортивное» представлено
объединениями дополнительного образования – «Шахматный всеобуч»,
«Шахматы», Школьный спортивный клуб «Быстрее. Выше. Сильнее»,
«Спортивные игры»
«Шахматный всеобуч»
Программа направлена на интеллектуальное развитие личности ребенка, на преодоление
трудностей возникающие в ходе спортивной борьбы. На воспитание гармонично развитых,
активных, стойких, волевых и дисциплинированных юных спортсменов. Занятия шахматами
также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство
товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами.
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, и других
действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать
свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности,
возникающие в ходе спортивной борьбы.
«Шахматы»
Занятия шахматами способствует гармоническому развитию многих важных сторон
личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление,
долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации
внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения.
Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы,
осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли, решимости, и
эмоциональной деятельности, поэтому реализация данной программы соответствует
потребностям времени. Программа рассчитана на средний и старший возраст, предполагает
участие в соревнованиях школьного и муниципального уровней.
Школьный спортивный клуб «Быстрее. Выше. Сильнее»
Цель создания клуба, как школы олимпийского резерва, - приобщение подростков и
родителей к здоровому образу жизни, через изучение Олимпийских ценностей. вовлечение
молодёжи в активное занятие физической культурой и спортом. Деятельность совета ШСК
позволит пропагандировать здоровый образ жизни, профилактику вредных привычек,
поможет узнать историю олимпийские достижения через связь со СМИ, выпуск буклетов,
фотогазет, создание и обновление странички «ШСК «Быстрее. Выше. Сильнее»» на школьном
сайте .
«Спортивные игры» для учащихся 1 классов
Программа кружка «Спортивные игры» является адаптированной, на основе программы
для общеобразовательных учреждений "Спортивно – оздоровительный час в школе».
Эта программа адаптирована для детей 7-8 лет.
Программа опирается на региональный компонент государственного стандарта начального
Цель данного кружка – развивать физические качества учащихся 1 класса и
совершенствовать двигательные, удовлетворить индивидуальные двигательные потребности.
Направление
деятельности
«Художественное»
представлено
следующими объединениями дополнительного образования:
«Информашки»;
«Хранители времени»;
«Театральный калейдоскоп»
Форма занятий – групповая, индивидуально-групповая.

Программа объединения «Информашки» признана способствовать
развитию учащихся практической реализации знаний полученных в процессе
переработки информации. Занятия воспитывают
эстетический вкус,
пробуждают фантазию, учат чувствовать и создавать прекрасное. Умение
выступать на сцене.
Программа «Театральный калейдоскоп».
Основной целью программы является театрализованная деятельность.
Она является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это
средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная
деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым
источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из
окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что
его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное
отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку
преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация
является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Программа «Хранители времени»
Программа предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела
в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Специфика
организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности
краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого
подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы
края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме
даёт возможность обучающимся получать знания и представления по
истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы,
требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения
таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и
в свободное время.
Направление деятельности «Социальное» представлено кружками
«Уроки самоуправления»
Актуальность программы обусловлена потребностью обучающихся
средней и старшей школы в развитии гражданской активности, реализации
потребности самовыражения через участие в молодежных общественных
движениях, необходимостью воспитывать патриотические чувства и любовь к
родному городу и стране. Именно совместная коллективная деятельность и
участие в общественно полезных делах способствуют становлению социально
активной и креативной личности, принимающей общечеловеческие ценности .
«Семьеведение»
Актуальность программы кружка «Семьеведение» в современных
условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ
обучения и воспитания, способствующих формированию у представителей
молодого поколения приверженности традиционным российским духовнонравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих
гражданское единство российского общества, направленных на решение
демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого
государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание
детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта
новому поколению.

Направление деятельности «Техническое» представлено кружками
«Уроки программирования», «Своими руками», «Основы программирования»,
«Информатика»
«Уроки программирования»
Направленность образовательной программы «Уроки программирования» - научнотехническая. Она ориентирована на изучение основ программирования на языке Паскаль,
СИ++, Си#
Новизна,
актуальность данной
программы,
а
также ее педагогическая
целесообразность заключается
в
необходимости формирование
логического
стиля
мышления знаний. В его формировании ведущая роль принадлежит программированию, а
также умению действовать по заданному алгоритму. В ходе решения задач по
программированию развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
«Своими руками»
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с
наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью,
знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только
частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают
интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка
направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами
своего видения окружающего мира.
«Основы программирования»
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие
предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении
всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования
образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными
образовательными результатами.
«Информатика»
Программа разработана с учетом Демонстрационной версии ЕГЭ по информатике
и на основе ООП среднего общего образования МАОУ СОШ № 72.
Программа ориентирована на достижение результатов определённого уровня.
Учебный план системы дополнительного образования детей МАОУ СОШ
№72 с является нормативным документом, определяющим распределение
учебного времени, отводимого на занятия объединений дополнительного
образования различной направленности.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в полном
объеме согласно учебному плану и годовому календарному графику. С целью
реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)
программ в полном объеме режим работы объединений дополнительного
образования в актированные дни и дни отмены занятий, в дни отсутствия
ребенка по каким-либо причинам регулируются положением о
«Формах обучения по дополнительным образовательным программам».
Зачисление детей в группы дополнительного образования осуществляется
согласно Положения о порядке приема, отчисления и учета движения учащихся
в объединениях дополнительного образования детей.

Школа имеет современную материально-техническую базу, все
необходимое для успешной учебы и полноценного отдыха: актовый зал, 2
компьютерных кабинета, библиотека, мультимедийные проекторы и т.д.
Учебно-тематический план каждой образовательной программы по
дополнительному образованию рассматривается и утверждается на
педагогическом совете школы и включает в себя: пояснительную записку,
предметные результаты освоения программы, календарно-тематическое
планирование.
Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое
разнообразие методов и форм педагогической деятельности. С точки зрения
принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным
смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные, а формы обучения – с
фронтальных на индивидуальные и групповые, в том числе разновозрастные.
Широко используются педагогами дополнительного образования школы
методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и
воспитанников, развитии творческих способностей.
Принципиальная педагогическая установка системы дополнительного
образования – такое воспитание и обучение ребенка, при котором знания не
самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней
личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития,
характера и воли к самовыражению и самореализации. Другими словами, это
способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить
его пределы.

Учебный план дополнительного образования
МАОУ СОШ №72
на 2025-2026 учебный год
Направленность Название детского
дополнительного объединения
образования

Художественная

Техническая

Естественнонаучная

Ф.И.О.
руководителя

Вид занятий Возраст
детей
класс

«Информашки»

Злобина Р.М

групповые

6-12 лет
2-7 класс

2

1

2

«Театральный
калейдоскоп»
«Хранители времени»

Зырянова Н.В.

групповые

1

1

2

Киреева Е.А.

групповые

7-8
1б класс
13 лет
7а класс

2

1

2

12-13
7-8 класс

2

1

2

«Уроки
программирования»

Котельников В.Н. групповые

«Волшебный мир
оригами»

Зырянова Н.В.

групповые

8-9 лет
2б +3в

1

1

2

«Основы
программирования»

Игнатьева А.В.

групповые

13-14 лет
7б,8а класс

2

1

2

«Информатика»

Игнатьева А.В.

групповые

2

1

2

«Своими руками»

Д.В.Краснов

16-18 лет
10-11 класс
групповые 7+8в класс

«Инженерное
моделирование»

Дылдина И.А.

групповые

14 лет
8а класс

1

1

1

16 лет

1

1

1

«Разговорный английский Бусыгина О.С. индивидуаль
язык
ное
Физкультурноспортивная

Социальная

5

Кол-во Кол-во Итого
учебных учебных часов в
часов в групп неделю
неделю

«Шахматный всеобуч»

Тетрадзе А.А.

групповые

7-15лет
1-4 класс

8

5

8

«Шахматный кружок»

Тетрадзе А.А.

групповые

13-15 лет
4-8 класс

2

1

2

ШСК
Данилова А.В.
«Быстрее.Выше.Сильнее.»

групповые

13-18лет
5-11 класс

3

3

3

«Спортивные игры»

Утробина Е.А.

групповые

7-8 лет
1а,1б класс

2

2

2

«Уроки самоуправления»

Сагдиева Я.С.

групповые

11-16лет

2

1

2

«Семьеведение»

Кремнева Е.А.

групповые

16-17 лет
10а класс

1

1

1

36 часов



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.