Приложение 2. Консультирование по обществознанию

Приложение № 2 к ООП СОО,
утвержденной приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 28.08.2023 №138

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Консультирование по обществознанию»
10-11 классы

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Консультирование по
обществознанию» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность: обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся
основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии
(включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные
концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данного курса.
Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике,
социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве
всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Занятия данного курса предназначены для теоретической и практической помощи в освоении
материала, на систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы.
Направление: обществоведческое
Возраст/ класс: 10 класс
Сроки реализации: 1 год
Формы обучения: индивидуально-групповая, групповая
Виды занятий: лекция, семинар, тренинг, зачет
Формы подведения результатов: тестирование
Расписание занятий (еженедельное)
Класс
День недели
Время
проведение
10
вторник
14.50 – 15.30
Цель курса: расширение и углубление знаний по изучаемым темам; приобретение
практических навыков выполнения заданий, развитие познавательных интересов школьников,
целенаправленная предпрофессиональная ориентация старшеклассников.
Задачи курса:
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и
представлений по предмету обществознание;
- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных
институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
- создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно работать
со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками
информации;
- способствовать развитию познавательных интересов, учащихся;
- предоставить учащимся возможность применять обществоведческие знания на практике,
формировать общенаучные и обществоведческие умения и навыки;
- научить работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Одна из главных задач обществоведческого образования – развивать интеллект учащегося,
его логическое, образное теоретическое, эмпирическое и другие формы мышления. Развитию
мышления способствует интерес к предмету.

Планируемые результаты освоения данного курса
Личностными результатами изучения являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- владение различными видами публичных выступлений;
- умение выполнять познавательные и практические задания;
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Предметные результаты:
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
- адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
- преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
- применять свои знания в стандартной ситуации: решение тестовых заданий, решение
заданий на анализ признаков событий или явлений, решение заданий на классификацию событий,
явлений; решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; составление
простого плана;

- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения конфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни;
- корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
- находить и извлекать социальную информацию адаптированных источников различного
типа;
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы;
- аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ;
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад
в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами;
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
- осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней
политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина
Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о
политических партиях;

- осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве
Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
- осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и
группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового
социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного
человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
- осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по
проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора
профессии.
Содержание курса (34 ч.)
Раздел I. Человек и его социальное окружение. Общество, в котором мы живём.
Человек в современном изменяющемся мире. (5 ч.)
Человек и человечество, личность. Общество - как форма жизнедеятельности людей.
Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста.
Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее
окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их
конструктивное разрешение.
Человек и его социальное окружение. Общество, в котором мы живём. Человек в
современном изменяющемся мире. Решение типичных заданий части 1.
Человек и его социальное окружение. Общество, в котором мы живём. Человек в
современном изменяющемся мире. Решение типичных заданий. Человек его социальное
окружение. Решение типичных заданий части 2.
Раздел 2. Человек в мире культуры (5 ч.)
Сфера духовной культуры и её особенности. Религия, религиозные организации и
объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм.
Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и его
значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и
профессионального образования в Российской Федерации.
Человек в мире культуры. Решение типичных заданий части 1.
Человек в мире культуры. Решение типичных заданий. Человек в мире культуры. Решение
типичных заданий части 2.
Раздел 3. Человек в экономических отношениях (5 ч.)
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции
государства.
Человек в экономических отношениях. Решение типичных заданий части 1. Экономика.
Решение типичных заданий части 2.
Раздел 4. Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы (5
ч.)

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями.
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения.
Межнациональные отношения.
Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы. Решение
типичных заданий части 1.
Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы. Решение
типичных заданий части 2.
Раздел 5. Человек в политическом измерении (5 ч.)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение
властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения,
их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство.
Человек в политическом измерении. Решение типичных заданий части 1.
Человек в политическом измерении. Решение типичных заданий части 2.
Раздел 6. Гражданин и государство (5 ч.)
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.
Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные
правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые
правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения,
правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и
обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Гражданин и государство. Решение типичных заданий части 1.
Гражданин и государство. Решение типичных заданий части 2.
Итоговое повторение. (4 ч.)
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий части 2.
Практическое решение тестовых заданий.
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики обществознания.
Тематическое планирование
Раздел, тема
Колич.
часов

1
2

Формы текущего
контроля

Раздел 1. Человек и его социальное окружение. Общество, в котором мы живём.
Человек в современном изменяющемся мире. 5 ч.
Человек и общество. Биологическое и
1
Тестирование. Решение
социальное в человеке. Личность.
типичных заданий.
Общество как динамичная саморазвивающаяся
1
Тестирование.
Решение

3

4
5

6

7
8

9

10

11

12
13

14

15

16

система.
Понятие «Сферы общества. Типы обществ
(традиционное,
индустриальное,
постиндустриальное)».
Взаимосвязь общества и природы.
Глобальные проблемы человечества.

типичных заданий.

Тестирование.
типичных заданий.
задач на логику.
Деятельность человека, её основные виды.
1
Тестирование.
типичных заданий.
Потребности и способности человека. Человек в
1
Тестирование.
группе. Свобода и ответственность.
типичных заданий.
Межличностные отношения.
документами.
Раздел 2. Человек в мире культуры. 5 ч.
Понятие « Культура». Духовная жизнь
1
Тестирование.
общества.
типичных заданий.
Образование. Самообразование. Искусство, его
виды и место в жизни человека.
Формы и разновидности культуры. Народная,
массовая и элитарная культуры. Молодежные
субкультуры.
Наука и религия в современном мире.

1

1
1

Тестирование.
типичных заданий.
Тестирование.
типичных заданий.

Тестирование.
типичных
Составление плана.
Мораль основные ценности и нормы. Гуманизм,
1
Тестирование.
патриотизм, гражданственность.
типичных заданий.
задач на логику.
Раздел 3. Человек в экономических отношениях. 5 ч.
Экономика, её роль в жизни общества. Факторы
1
Тестирование.
производства.
Экономические
системы.
типичных
Собственность.
Составление плана.
Деньги. Заработная плата и стимулирование
1
Тестирование.
труда
типичных заданий.
Потребитель. Производство. Производитель.
1
Тестирование.
типичных заданий.
задач на логику.
Предпринимательская деятельность. Рыночная
1
Тестирование.
экономика. Роль государства в экономике.
типичных заданий.
документами.
Государственный бюджет. Налоги. Деньги.
1
Тестирование.
Безработица.
типичных заданий.
Раздел 4. Человек в системе социальных отношений.
Социальные ценности и нормы. 5 ч.
Социальная сфера
1
Тестирование.
типичных заданий.
1

Решение
Решение
Решение
Решение
Работа с

Решение

Решение
Решение

Решение
заданий.
Решение
Решение

Решение
заданий.
Решение
Решение
Решение
Решение
Работа с
Решение

Решение

Социальная структура. Социальные группы.
Социальные роли. Социальный статус.

1

30

Правоохранительные органы.

1

31

Итоговое повторение. 3 ч.
Совершенствование навыков по выполнению
1
Самостоятельная работа
заданий

17

18

19
20

21

22
23
24

25

26

27

28

29

Тестирование.
Решение
типичных заданий. Работа с
документами.
Отклоняющееся поведение. Социальный
1
Тестирование.
Решение
конфликт и пути его решения.
типичных заданий. Решение
задач на логику.
Семья. Основы брака и семьи.
1
Тестирование.
Решение
типичных заданий.
Этнос. Нация. Межнациональные отношения.
1
Тестирование.
Решение
Социальная политика.
типичных заданий. Решение
задач на логику.
Раздел 5. Человек в политическом измерении. 5 ч.
Политика и её роль в обществе. Основные
1
Тестирование.
Решение
вопросы политической сферы.
типичных заданий. Работа с
документами.
Политическая власть. Разделение властей.
1
Тестирование.
Решение
типичных заданий.
Государство. Признаки государства.
1
Тестирование.
Решение
типичных заданий.
Формы правления. Суверенитет. Национально1
Тестирование.
Решение
государственное устройство. Политические
типичных заданий. Работа с
режимы.
документами.
Участие граждан в политической жизни.
1
Тестирование.
Решение
Выборы, референдум. Партии и движения.
типичных заданий.
Многопартийность.
Раздел 6. Гражданин и государство. 5 ч.
Право. Нормы права. Отрасли права.
1
Тестирование.
Решение
типичных заданий. Работа с
документами.
Законодательная и исполнительная власть.
1
Тестирование.
Решение
Судебная власть в РФ. Местное
типичных заданий. Решение
самоуправление.
задач на логическое мышление.
Гражданское общество и правовое государство.
1
Тестирование.
Решение
Права, свободы и обязанности граждан.
типичных заданий. Работа с
Всеобщая декларация прав человека. Права
документами.
ребёнка.
Виды юридической ответственности.
1
Тестирование.
Решение
Преступление. Уголовная ответственности.
типичных заданий. Работа с
Административный проступок.
документами.
Тестирование.
Решение
типичных заданий. Работа с
документами.

32
33

Практикум по решению заданий
Итоговое занятие по наиболее сложным
вопросам теории и практики обществознания.

2
1

Самостоятельная работа
Итоговое тестирование

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет обществознания и истории.
Информационное обеспечение: наличие в кабинете учебных пособий и справочников, доступ
к сети интернет.
Кадровое обеспечение: программу реализует учитель истории и обществознания высшей
квалификационной категории.
Список литературы
1. Обществознание. 6 класс/ Боголюбов Л. Н., Рутковская Е. Л., Иванова Л. Ф. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
2. Обществознание, 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
3. Обществознание, 8 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
4. Обществознание, 9 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
5. Обществознание 8 класс/ Модульный триактив-курс (МТАК) /Лискова Т.Е., Котова О.А.
М.: «Национальное образование».
6. Обществознание 9 класс/ Модульный триактив-курс (МТАК) /Лискова Т.Е., Котова О.А.
М.: «Национальное образование».
7. Справочник для подготовки к ОГЭ /Баранов П.А. М.: «АСТ. Астрель».
Интернет - ресурсы
1. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
2. https://soc-oge.sdamgia.ru – российский общеобразовательный портал
3. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
4. http://egeigia.ru/ - ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена»
5. http://ege.yandex.ru - подготовка к ОГЭ
6. https://resh.edu.ru/subject/24/ - уроки «Российской электронной школы»
7. http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в
обществознание», 8-9 классы
8. https://www.consultant.ru – справочная правовая система



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.