Приложение 21. Основы безопасности жизнедеятельности

Приложение №21
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора МАОУ СОШ №72
от 30.08.2019 №41

Рабочая программа по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
уровень основного общего образования
срок освоения 5 лет

г. Лесной
2019 г.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
 классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля
качества окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);

 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности,
общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при
проведении мероприятий по освобождению заложников;

 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность
несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом
нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов,
и защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники
информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать
предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме,
которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической
деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.
Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:




освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;




понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;




понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности,
ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных,
техногенных и социальных рисков;



понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и
наркотизма;



освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения
опасных и чрезвычайных ситуаций;



освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а
также на основе информации, получаемой из различных источников;





освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;



освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:



воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и

жизни;



развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;



формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости
защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни,
антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для
жизни человека.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через
практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование,
проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как
«Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география»,
«Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему
усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению
развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно
допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными
компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и
водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства
индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные
средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила
безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и
ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража,
мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы,
лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы,
наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по
безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них
(аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте,
гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила
пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в
террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников.
Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность,
питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических
веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в
современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из
верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и
общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях.
Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной
деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
Содержание учебного предмета
1 Человек, среда его обитания, безопасность человека
2 Опасные ситуации техногенного характера
3 Опасные ситуации природного характера
4 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
5 Опасные ситуации социального характера, антиобщественное
поведение
6 Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и
государства
7 Возрастные особенности и здоровый образ жизни
8 Факторы, разрушающие здоровье
9 Первая медицинская помощь и правила её оказания
ИТОГО

6 класс
№
Содержание учебного предмета
1 Подготовка к активному отдыху на природе
2 Активный отдых на природе и безопасность
3 Дальний и выездной туризм. Меры безопасности
4 Обеспечение безопасности при автономном существовании
человека в природной среде
5 Опасные ситуации в природных условиях
6 Первая помощь при неотложных состояниях
7 Здоровье человека и факторы, на него влияющие
ИТОГО

Количество часов
5
6
2
2
3
4
3
2
8
35

Количество часов
6
5
6
4
4
4
6
35

7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Содержание учебного предмета
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
Природные пожары, чрезвычайные ситуации биолого-социального
происхождения
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и
экстремизму
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития
человека
Первая помощь при неотложных состояниях
ИТОГО

Количество часов
3
6
3
8
4

Содержание учебного предмета
Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
Безопасность на водоемах
Экология и безопасность
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
Здоровый образ жизни и его составляющие
Первая помощь при неотложных состояниях
ИТОГО

Количество часов
3
3
3
2
9
3

4
3
4
35

8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

8
4
35

9 класс
№
Содержание учебного предмета
1 Национальная безопасность России в современном мире
2 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и
национальная безопасность России
3 Организационные основы по защите населения страны от ЧС
мирного и военного времени
4 Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от
ЧС мирного и военного времени
5 Терроризм и экстремизм: их причины и последствия
6 Нормативно-правовая база противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации
7 Организационные основы системы противодействия терроризму и
наркотизму в Российской Федерации
8 Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и
профилактика наркозависимости
9 Здоровье - условие благополучия человека
10 Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
11 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного
здоровья
12 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
ИТОГО

Количество часов
4
4
3
4
2
3
2
2
3
3
3
2
35



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.