Положение о библиотеке

1.7. Школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся,
учителей и других работников образовательной организации.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся
на
основе
освоения
Федеральных
государственных
образовательных стандартов, содержания общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование установки
на здоровый образ жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации,
решениями органа управления образованием и Уставом образовательной
организации.
1.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой.
1.11. Образовательная организация несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.12. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной
безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание
и
распространение
печатных,
аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25
июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с
изменениями на 28 декабря 2022 года).
2.3. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ к таким
материалам относятся:
 материалы, призывающие
к
осуществлению
экстремистской
деятельности,
либо
обосновывающих,
или
оправдывающих
необходимость
осуществления такой деятельности;
 публикации, обосновывающие, или оправдывающие национальное и
(или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения
военных
или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой,
национальной или религиозной группы;
 официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

 материалы, авторами
которых
являются
лица, осужденные
в
соответствии
с международно-правовыми актами за преступления
против
мира и
человечества
и содержащие
признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального
закона;
 любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.4.
В
помещении
библиотеки
размещается
Федеральный
список
экстремистской
литературы,
утвержденный
федеральным
органом
исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.
3. Задачи библиотеки
3.1.
Обеспечение
образовательной,
воспитательной
деятельности
и
самообразования учащихся и педагогов образовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся,
педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к
информации,
знаниям,
идеям,
культурным
ценностям
посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях:
 бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
 цифровом (DVD –диски, флэш-накопители).
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя – обучение пользованию книгой, обучение поиску, отбору и
критической оценке информации.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения
новых информационных
технологий
и
компьютеризации
библиотечно-информационных
процессов,
формирование
комфортной
библиотечной среды.
3.6. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов бразовательной
организации:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая
Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;

 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: картотеку
учебников, базы данных образовательной организации;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции.
4.4.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления.
4.5.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательной организации, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и
темам;
 способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.
4.6. Осуществляет ведение необходимой документации по учету библиотечного
фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.7. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических
обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров,
викторин и др.).

4.8. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного
фонда.
4.9. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки
на сайте школьной библиотеки.
4.10. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в
работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.11. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного
фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном
помещении.
4.12. Организует работу по сохранности
библиотечного
фонда
образовательной организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов
в соответствии с Федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
учебным
и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых
средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного
фонда библиотеки,
комплектование
учебного
фонда
в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор школы в соответствии с Уставом образовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в
соответствии с правилами внутреннего распорядка МАОУ «СОШ № 72».
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
•
методического дня для внутрибиблиотечной работы и работы ГМО;
•
одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее
руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет
директор
школы,
который
утверждает
нормы
и
технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки.
Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в
первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание
комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой,
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед

директором
школы,
обучающимися,
их
родителями
(законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки
в
соответствии
с
функциональными
обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и
Уставом общеобразовательной организации.
6.3. Заведующий библиотекой назначается директором образовательной
организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
6.4. Заведующий библиотекой отвечает за организацию работы библиотеки и
результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе,
которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором.
Годовой план работы библиотеки является частью общего годового плана
образовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие
необходимую профессиональную подготовку,
соответствующую требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием работы образовательной организации.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и
надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с
действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и
сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и образовательной
организации регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
6.9. Заведующий библиотекой должен строго соблюдать настоящее Положение,
правила и требования
охраны
труда
и
пожарной
безопасности
в
помещении библиотеки и в образовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1 Заведующий библиотекой имеет право:
 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной
деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем
Положении и Уставе образовательной организации;
 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки
и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
 определять источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
 определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским

комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
 взыскивать в соответствии
с
действующим
законодательством
компенсацию ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за
несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные
представители;
 вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты
труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям,
связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере и пр.).
 участвовать в управлении образовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;
 быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
 участвовать
в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Заведующий библиотекой обязан:
 обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
 формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными
программами
общеобразовательной
организации, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей;
 совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
 обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
 обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой школы;
 вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном
порядке перед директором общеобразовательной организации.
7.3. Заведующий библиотекой несет ответственность:
 за
соблюдение
трудовых
отношений,
регламентируемых
законодательством о труде, Правилами внутреннего трудового распорядка
в школе, трудовым договором.
 за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
 за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:

 получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
 получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
 получать во временное пользование на абонементе печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
 продлевать срок пользования документами и литературой;
 участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
 соблюдать правила пользования библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в
книгах
подчеркиваний,
пометок),
иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
 пользоваться ценными и справочными документами и литературой только
в помещении библиотеки школы;
 убедиться при получении книг в
отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет
последний пользователь;
 расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1 классов);
 возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
 заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными,
 полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения
или работы в образовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Пользование энциклопедиями, словарями, справочниками осуществляется в
читальном зале (в помещении библиотеки).
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора образовательной
организации.

10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются
в
письменной
форме
в
соответствии
действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.