Приложение № 7
к учебному плану дополнительного образования,
утвержденной приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 20.08.2025 №59
Программа дополнительного образования
«Инженерное моделирование. Основы инженерной физики» (8 класс)
Возраст обучающихся: 14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Дылдина Ирина
Анатольевна,
учитель физики
г. Лесной
2025
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Основы инженерной физики» для 8 класса
опирается на нормативно-правовые и учебно-методические документы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО).
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
4. Основная образовательная программа образовательного учреждения, которая
составлена на основе Примерной основной образовательной программы
образовательного учреждения.
5. «Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование»
под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Программа «Основы инженерной физики» является интегрированным. Рабочая
программа курса внеурочной деятельности «Основы инженерной физики» для 8 класса
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) «Об
изучении предметной области «Физика», учебного плана МКОУ «ГМГ им. Б.Б.
Городовикова» на 2023-2024 год. Данный учебный предмет имеет своей целью развитие
мышления, прежде всего, и формирование системного мышления. Программа внеурочной
деятельности «Основы инженерной физики» относится к общеинтеллектуальному
направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС, предназначена для
более глубокого изучения наиболее сложных задач современной физики. Содержание
программы соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет
им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную
мотивацию. В условиях реализации этой образовательной программы широко
используются методы учебного, аналитического, проблемного решения задач.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам
дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и
стандартами второго поколения (ФГОС).
Актуальность программы
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают
материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к
явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Задачи способствуют
более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического
мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении
поставленной цели, вызывают интерес к физике, помогают приобретению навыков
самостоятельной работы и служат незаменимым средством для развития
самостоятельности в суждениях. В процессе выполнения задач ученики непосредственно
сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни,
глубже осознают связь теории с практикой. Это одно из важных средств повторения,
закрепления и проверки знаний учащихся, один из основных методов обучения физике.
Программа
расширяет программу школьного курса физики, одновременно
ориентируясь на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и
умений.
Целью данного курса является продвижение группы обучающихся в направлении
избранной ими в соответствии с индивидуальными склонностями, интересами,
образовательными потребностями образовательной траектории, направленной на
получение в дальнейшем одной из инженерно-технических специальностей. В процессе
изучения курса ставятся и решаются следующие задачи:
- профессионально сориентировать обучающихся на приобретение специальности
«Инженер»,
- осуществить предпрофильную подготовку обучающихся на ступени основного общего
образования,
- дополнить и углубить знания обучающихся по физике, сформировать позитивную
мотивационную основу для осознанного подхода к изучению учебного материала.
- закрепить знания и умения, полученные в рамках основного курса физики путём их
практического применения, в том числе умения решать физические задачи.
- способствовать развитию креативных качеств, творческих способностей обучающихся:
воображения, изобретательности при реализации творческих проектов физикотехнической направленности.
- способствовать формированию и развитию умений самостоятельно приобретать,
применять знания, наблюдать и правильно объяснять природные физические явления;
развивать логическое мышление обучающихся;
- способствовать формированию разного рода компетенций в области физики, техники,
инженерного дела:
- умение применять различные способы решения одной и той же задачи;
- умение проводить анализ оптимальных вариантов решения технических проблем;
- умение применять оборудование и физические приборы для решения
экспериментальных и практических задач.
- воспитывать умение работать в паре, в группе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной
деятельности:
Программа рассчитана на школьников, обучающихся в 8-х классах, то есть в
возрасте от 14 до 15 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности:
Реализация программы внеурочной деятельности рассчитана на 8-й класс, то есть
на 1 учебный год
Планируемые результаты
Личностными результатами обучения по дополнительному к основному общему
образованию курсу внеурочной деятельности «Основы инженерной физики»
являются:
Сформированность
познавательных
интересов
на
основе
развития
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
убежденность в возможности познания природы, в возможности решения
практических задач познания физических явлений и законов физики на основе решения
физических задач
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами
и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результаты
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию
в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и
делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
- знание и понимание смысла физических понятий, физических величин и физических
законов;
Умения:
- описывать и объяснять физические явления, работу и конструкцию технических
устройств и инженерных сооружений;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости;
- использовать результаты измерений физических величин для целей конструирования
инженерно-технических устройств.
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях. Использовать эти знания для
проектирования и конструирования технических устройств;
- решать практические задачи на применение физических законов и конструирование
элементов технических устройств;
- осуществлять самостоятельный поиск информации в предметных областях «Физика» и
«Инженерное дело»;
- использовать физические знания для выполнения индивидуальных проектов инженернотехнической направленности, в практической деятельности и повседневной жизни.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основ научного объяснения и изучения явлений природы и основ рациональных
подходов к организации различных сторон деятельности человека в соответствии с
закономерностями физики;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска
на здоровье человека и окружающую среду.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете физики;
- знание основ ключевых технологий в сфере производства металлов, обработки
материалов (Плавление, литье, гальванические покрытия, электролиз), производства
передачи и преобразования энергии, работы тепловых и электрических двигателей в
промышленности, быту, на транспорте.
Начальные знания об основах ключевых технологий в области электротехники,
электроники и автоматики, передачи и хранения информации в аналоговой и цифровой
форме при помощи радио, телевидения магнитной и оптической записи. соблюдение
правил работы с физическими приборами и принадлежностями
4. В сфере физической деятельности
освоение способов и приемов выполнения измерений различных физических величин,
требующихся в повседневной жизни. Освоение осознанных способов использования
простых механизмов, перемещения центра тяжести при выполнении бытовых и
производственных действий. Понимание основ применения оптических приборов,
обеспечение оптимальной освещённости рабочего места и места отдыха.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов неживой природы, продуктов человеческого
труда.
Формы подведения итогов реализации программы курса «Основы
инженерной физики»:
Данной программой предусмотрены следующие формы подведения итогов
реализации программы: проектные работы по постановке и решению демонстрационных и
лабораторных экспериментальных задач, мастер-классы по решению задач различных
видов, участие в выставках и конференциях по результатам учебно-проектной
деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности
Введение
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
Роль эксперимента в жизни человека.
Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных
измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей
измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме
таблиц и графиков.
Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении экспериментальных
задач, практических работ.
Характеристика основных видов деятельности:
Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело,
вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления
(фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать).
Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить,
фиксировать изменения свойств объекта, анализировать. Сборка приборов и конструкций.
Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических
работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на
основании имеющихся данных.
Механика
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление движения.
Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения.
Понятие инерции и инертности. Применение данных физических понятий в
жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения.
Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от
степени деформации пружины. Определение коэффициента трения на трибометре.
Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение
свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций.
Использовать систему координат для изучения прямолинейного движения тела. Сборка
приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение
лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и
моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка
новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение,
действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге
в соответствии с правилами речевого поведения.
Гидростатика
Теория: Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся
сосуды, гидравлические машины.
Практика: задачи: выталкивающая сила в различных системах; приборы в задачах
(сообщающиеся сосуды, гидравлические машины, рычаги, блоки). Экспериментальные
задания: 1) измерение силы Архимеда, 2) измерение момента силы, действующего на
рычаг, 3) измерение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного
или неподвижного блока.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение
свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций.
Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение
лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и
моделирование. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё
решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности.
Подготовка сообщений и докладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами
речевого поведения.
Статика
Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы.
Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических систем.
Комбинированные задачи, используя условия равновесия.
Практика: Изготовление работающей системы блоков.
Характеристика основных видов деятельности: Поиск объяснения наблюдаемым
событиям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Наблюдать действие простых
механизмов. Познакомиться с физической моделью «абсолютно твёрдое тело». Решать
задачи на применение условия(правила) равновесия рычага. Применять условие (правило)
равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в
технике и в быту. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных
приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Выстраивание гипотез на
основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий
по усовершенствованию приборов.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение,
действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Осуществляют
самооценку, взаимооценку деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами
речевого поведения.
Тепловые явления
Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и
конденсации. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.
Демонстрации: 1. Наблюдение таяния льда в воде. 2. Скорости испарения различных
жидкостей.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют с помощью вопросов
добывать недостающую информацию. Использование измерительных приборов.
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и
моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка и
проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют,
выбирают и обосновывают своё решение, действия. Участие в диалоге в соответствии с
правилами речевого поведения.
Электрические явления
Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия
гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта.
Электрический ток в электролитах.
Демонстрации: 1. Модели атомов. 2. Гальванические элементы. 3. Электрофорной
машины. 4. Опыты Вольта и Гальвани.
Лабораторные работы: 1. Создание гальванических элементов из подручных средств. 2.
Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика».
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки
целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности
усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом
сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений.
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических
работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на
основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование.
Оптические явления
Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Изготовление камеры обскура и исследование изображения с помощью модели. Многократное изображение
предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его помощью провести
наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии,
порождаемые преломлением света. Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование
законов света в технике.
Демонстрации: 1. Различные источники света. 2. Изображение предмета в нескольких
плоских зеркалах. 3. Изображение в вогнутых зеркалах. 4. Использование волоконной
оптики. 5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов.
Лабораторные работы: 1. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с
помощью модели. 2. Практическое применение плоских зеркал. 3. Практическое
использование вогнутых зеркал. 4. Изготовление перископа и наблюдения с помощью
модели.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки
целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности
усвоения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные
характеристики объектов, заданные словами. Принимают познавательную цель и
сохраняют ее при выполнении учебных действий. Осознают свои действия. Имеют
навыки конструктивного общения в малых группах.
Человек и природа
Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в
науке, на производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные
источники энергии. Виды электростанций. Необходимость экономии природных ресурсов
и использования, новых экологичных и безопасных технологий. Наука и безопасность
людей.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Основные виды учебной
Примечание
п/п
деятельности
Введение
1.
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
Роль эксперимента в жизни человека
Система единиц, понятие о Приводят примеры объектов изучения физики
2.
прямых и косвенных
(физические явления, физическое тело, вещество,
измерениях. Физический
физическое поле). Наблюдают и анализируют
эксперимент. Виды
физические явления (фиксировать изменения
физического эксперимента. свойств объектов, сравнивать их и обобщать).
Погрешность измерения.
Знакомятся с экспериментальным методом
Виды погрешностей
исследования природы (воспроизводить,
измерения. Расчёт
фиксировать изменения свойств объекта,
погрешности измерения.
анализировать. Собирают приборы и конструкции.
Диагностируют и устраняют неисправности
приборов. Выстраивают гипотезы на основании
имеющихся данных.
Тепловые явления
Разнообразие тепловых
Самостоятельно формулируют познавательную
3.
явлений. Тепловое
задачу. Умеют с помощью вопросов добывать
расширение тел.
недостающую
информацию.
Использование
измерительных
приборов.
Выполнение
4
Лабораторная работа
лабораторных
и
практических
работ.
Диагностика
«Изменения длины тела при
устранение
неисправностей
приборов.
нагревании и охлаждении». и
Выстраивание
гипотез
на
основании
имеющихся
5
Лабораторная работа
данных. Конструирование и моделирование.
«Наблюдение за
Выполнение заданий по усовершенствованию
плавлением льда»
приборов. Разработка новых вариантов опытов.
6
Лаборатория
Разработка
и
проверка
методики
кристаллографии
экспериментальной работы. Работа в малых
7
Решение задач на
группах.
Анализируют,
выбирают
и
уравнение теплового
обосновывают
своё
решение,
действия.
баланса
Представление результатов парной, групповой
8
Решение задач на расчёт
деятельности. Участие в диалоге в соответствии с
тепловых процессов.
правилами речевого поведения.
9
Решение задач на
уравнение теплового
баланса.
Механика
10
Решение графических
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения
задач, расчет пути и
наблюдаемым событиям. Определение свойств
средней скорости
приборов по чертежам и моделям. Анализ
неравномерного движения. возникающих проблемных ситуаций. Изображать
систему координат, выбирать тело отсчёта и
11
Понятие инерции и
инертности. Сила инерции. связывать его с системой координат. Использовать
систему координат для изучения прямолинейного
Применение данных
движения тела. Сборка приборов и конструкций.
физических понятий в
Использование измерительных приборов.
жизнедеятельности
Выполнение лабораторных и практических работ.
человека.
Диагностика и устранение неисправностей
12
Лабораторная работа
«Исследование
зависимости силы
упругости, возникающей в
пружине, от степени
деформации пружины».
13
Лабораторная работа
«Определение
коэффициента трения на
трибометре».
14
Решение задач по механике.
15
Решение задач по механике.
Гидростатика
16
Плотность. Задача царя
Гиерона.
17
Лабораторная работа
«Изготовление модели
фонтана»
18
Закон Паскаля. Давление в
жидкостях и газах.
Гидравлические машины.
Сообщающиеся сосуды.
19
Группа задач на закон
Паскаля, закон Архимеда.
Статика
20
Равновесие твердых тел.
Условия равновесия.
Момент силы. Правило
моментов.
21
Центр тяжести.
Исследование различных
механических систем.
22
Комбинированные задачи,
используя условия
равновесия.
23
Работа над проектом
«Блоки». Лабораторная
работа «Изготовление
работающей системы
блоков».
24
Решение задач по статике.
25
Решение задач по статике.
приборов. Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование и
моделирование. Выполнение заданий по
усовершенствованию приборов. Разработка новых
вариантов опытов. Разработка и проверка
методики экспериментальной работы. Работа в
малых группах. Анализируют, выбирают и
обосновывают своё решение, действия.
Представление результатов парной, групповой
деятельности. Участие в диалоге в соответствии с
правилами речевого поведения.
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения
наблюдаемым событиям. Определение свойств
приборов по чертежам и моделям. Анализ
возникающих проблемных ситуаций. Изображать
систему координат, выбирать тело отсчёта и
связывать его с системой координат. Использовать
систему координат для изучения прямолинейного
движения тела. Сборка приборов и конструкций.
Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей
приборов. Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование и
моделирование.
Выполнение заданий по усовершенствованию
приборов. Разработка новых вариантов опытов.
Разработка и проверка методики
экспериментальной работы. Работа в малых
группах. Анализируют, выбирают и
обосновывают своё решение, действия.
Представление результатов парной, групповой
деятельности. Участие в диалоге в соответствии с
правилами речевого поведения.
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения
наблюдаемым событиям. Определение свойств
приборов по чертежам и моделям. Анализ
возникающих проблемных ситуаций. Наблюдать
действие простых механизмов. Познакомиться с
физической моделью «абсолютно твёрдое тело».
Решать задачи на применение условия(правила)
равновесия рычага. Применять условие (правило)
равновесия рычага для объяснения действия
различных инструментов, используемых в технике
и в быту. Сборка приборов и конструкций.
Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей
приборов. Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование и
моделирование. Выполнение заданий по
усовершенствованию приборов. Разработка новых
вариантов опытов. Разработка и проверка
методики экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают
и обосновывают своё решение, действия.
Представление результатов парной, групповой
деятельности. Подготовка сообщений и докладов.
Осуществляют самооценку, взаимооценку
деятельности. Участие в диалоге в соответствии с
правилами речевого поведения
Электрические явления
26
Наблюдение зависимости
сопротивления проводника
от температуры.
27
Лабораторная работа
«Определение стоимости
израсходованной
электроэнергии по
мощности потребителя и по
счётчику».
28
Решение задач на законы
постоянного тока
29
Решение задач на тепловое
действие тока
Оптические явления
30
Эксперимент наблюдение.
Многократное изображение
предмета в нескольких
плоских зеркалах.
31
Практическое
использование вогнутых
зеркал
32
Использование законов
света в технике
Человек и природа
33
Альтернативные источники
энергии. Виды
электростанций
34
Автоматика в нашей жизни.
Наука сегодня. Наука и
безопасность людей.
Управляют своей познавательной и учебной
деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих
действий и оценки успешности усвоения.
Сравнивают способ и результат своих действий с
образцом – листом сопровождения.
Обнаруживают отклонения. Обдумывают
причины отклонений. Осуществляют
самоконтроль и взаимоконтроль.
Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей
приборов. Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование и
моделирование.
Управляют своей познавательной и учебной
деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих
действий и оценки успешности усвоения.
Сравнивают способ и результат своих действий с
образцом – листом сопровождения.
Обнаруживают отклонения. Обдумывают
причины отклонений. Осуществляют
самоконтроль и взаимоконтроль.
Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей
приборов. Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование и
моделирование.
Управляют своей познавательной и учебной
деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих
действий и оценки успешности усвоения.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Выделяют количественные характеристики
объектов, заданные словами. Принимают
познавательную цель и сохраняют ее при
выполнении учебных действий. Осознают свои
действия. Имеют навыки конструктивного
общения в малых группах. Самостоятельно
формулируют познавательную задачу. Умеют
(или развивают) способность с помощью вопросов
добывать недостающую информацию.
Список источников информации:
1. Барковская С.Е. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Фзика в
задачах».
2. Борисова Т.А., Донская М.В. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике
«За страницами учебника», 2015.
3. Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы / Авторы: Кудряшова Т.Г.,
Кудрявцев А.А., к.ф-м.н. Рыжиков С.Б., К.ф.н. Грязнов А.Ю.
4. Занимательные научные опыты для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1. - (Дата обращения 31.08.2018).
5. Коллекция: естественнонаучные эксперименты. Российский общеобразовательный
портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://experiment.edu.ru/. - (Дата
обращения 31.08.2018).
6. Правила оформления лабораторных работ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://kineziolog.su/content/oformlenie-laboratornyh-rabot. – (Дата обращения 31.08.2018).
7. Сиямкина В.С. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Эвристическая
физика», 2016.
8. Тульчинский М.В. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для
учителей. Изд. 4-е, переработ. и доп. М., Просвещение, 1972.