Приложение №3
к учебному плану дополнительного образования,
утвержденному приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 20.08.2025 №59
Программа дополнительного образования
«Подвижные игры»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Утробина
Екатерина Александровна,
учитель физической культуры
Пояснительная записка
Актуальность
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое
значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого
человека. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у
детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную
работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма. Дети учатся
разным играм и спортивным развлечениям, ежедневному занятию ими.
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных
задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших
школьников, через специально организованную двигательную активность ребенка.
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в
интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им физические
качества (сила, ловкость, быстрота, выносливость и гибкость).
«Подвижные игры» - кружок для учащихся начальной школы, дополняющий уроки
физической культуры. Использование данного ресурса способствует повышению уровня
двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое,
психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления
активности и творчества каждого ученика.
Цель данной программы – укрепление здоровья детей, формирование двигательной
активности, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости,
формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной
деятельности.
Кружок является одной из форм физического воспитания, в процессе которого
решаются следующие задачи:
целенаправленное развитие физических качеств;
совершенствование двигательных навыков, изученных на уроках физической культуры;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными
играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к
определенным видам двигательной активности;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в
ходе двигательной активности.
На проведение кружковых занятий по теме «Подвижные игры» отводится 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметные результаты
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях
и передвижениях человека;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых
и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу
тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее
напряженность во время занятий по развитию физических качеств; — взаимодействовать
со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих
упражнений;
— выполнять акробатические элементы
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы
Содержание кружковой деятельности взаимосвязано с учебной программой по физической
культуре. Во время проведения подвижных игр с целью подготовки организма к активному
отдыху выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры.
Таким образом, совершенствуются изученные навыки.
Соотношение организованной и самостоятельной частей не должно являться строго
регламентированным. Однако обязательными являются организованные начало и конец
занятия.. При этом руководящая роль учителя является обязательной. Он должен
разъяснять учащимся задачи занятия, знакомить с их содержанием.
При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательный
методы.
Каждый спортивный час начинается с организационного выхода к месту занятий. С целью
подготовки организма школьников к предстоящей физической нагрузке в начале каждого
занятия проводятся ходьба, бег в медленном темпе, общеразвивающие упражнения.
Бег в медленном темпе является важной частью занятия. Он способствует активизации
функций организма школьников, которые закономерно снижаются в результате учебной
деятельности. Для поддержания у учащихся постоянного интереса к бегу в медленном и
среднем темпах необходимо чередовать с ходьбой, с упражнениями на восстановление
дыхания, использовать бег с изменениями направления, «змейкой», с преодолением
препятствий и т. п.
В заключительной части занятия проводятся ходьба, медленный бег (до одной минуты),
игры на внимание с целью снижения физической нагрузки и подготовки школьников к
следующим мероприятиям. После каждого занятия следует подводить итоги.
Содержание спортивного часа составляют упражнения общеразвивающего характера,
упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании. Используются различные эстафеты,
игровые упражнения, подвижные игры большой, малой и средней интенсивности. Занятия
кружка разнообразны, доступны возрастным особенностям и возможностям младших
школьников. Основные используемые виды движений:
ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая,
ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на носках и на пятках;
бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в
чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;
прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через
скакалку, обруч, и т.д.;
броски и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах;
метание мячей на дальность, в различные цели и т.д.;
лазание, перелазание через обручи, лестницы и другие конструкции на площадке;
упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, гимнастической скамейке, без
предметов и с предметами, с преодолением препятствий;
упражнения с предметами: с мячами, с обручами (катание обручей, прыжки через обруч,
вертикальное кручение обручей, вращение вокруг туловища и т.д.), с кеглями, со
скакалками короткими и длинными (разнообразные прыжки, на месте и в движении, по
одному, по два и т.д.);
упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы, в
отдельных играх;
подвижные игры с построениями и перестроениями, с развивающими упражнениями, с
бегом, прыжками, мячом;
эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижением на санках, лыжах и т.д.;
спортивные развлечения типа катание на санках, лыжах, элементы игры в волейбол.
Содержание спортивного часа, включающее естественные виды движений, подвижные и
спортивные игры, эстафеты, согласуются с учебным материалом программы по физической
культуре для учащихся начальной школы, дополняют его и способствует лучшему
усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом
совершенствует физическое развитие младших школьников.
Тематическое планирование 1класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13
14
15
16
17
Тема
Правила техники безопасности при занятиях подвижными играми, ,
разучивание игр «Белые медведи», «День и ночь».
Строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, разучивание
игр «У медведя на бору», «Гуси-лебеди», «Капитаны».
Медленный бег, игры: «По кочкам и пенечкам», «Третий лишний»,
«Хитрая лиса».
Прыжки на скакалке. Игры по выбору ребят.
Разучивание игр «Два мороза», «Зайцы, сторож и жучка»,
«Запрещенное движение»
Правила техники безопасности при занятиях акробатикой. Кувырки
в сторону. Игры: «Великаны и гномы», «Пустое место».
Акробатические упражнения. Разучивание игр: «Иголочка,
ниточка, узелок», «Чей голосок?», «Класс».
Перелизанные. Разучивание игр: «Шишки, желуди, орехи»,
«Пустое место».
Медленный бег. Игры по выбору ребят.
Общеразвивающие упражнения. Игры: «Белые медведи», «Вызов
номеров», «Метко в цель»
Медленный бег. Игры: «Земля, воздух, вода», «Охотники и утки»,
«Кто идет?»
Игры: «Шишки, желуди, орехи», «Кошки-мышки», «Капитаны».
Общеразвивающие упражнения в движении. Игры: «По кочкам и
пенечкам»,
«Космонавты», «Класс»
Общеразвивающие упражнения с предметами. Игры:
«Колдунчики», «Метко в цель», «Запрещенное движение».
Медленный бег. Игры: «Зайцы, сторож и жучка», «Метко в цель»,
«День и ночь»
Общеразвивающие упражнения с предметами. Игры: «Белые
медведи», «Удочка», «Капитаны».
Медленный бег. Игры по выбору ребят.
Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2