Приложение № 5. Учимся писать сочинение

Приложение №5 к ООП НОО
утвержденной приказом директора
МАОУ СОШ №72
от 28.08.2023 № 138

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуального направления
«Учимся писать сочинение»
для 1 – 4 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Учимся писать сочинения» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной
программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования.
Общая характеристика учебного курса
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и
творческих способностей младших школьников, для обогащения устной и письменной
речи .
Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности, а
так же развитие устной и письменной речи.
Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка
-задача важная, но очень непростая. Важные компоненты ее- это написание сочинений
и изложений. Образная, яркая, логически построенная речь -основной показатель
интеллектуального уровня ребенка. Работа курса направлена на устранение наиболее
часто встречающихся ошибок детей:
-пропуск главных частей и важных фактов; неправильное или неточное употребление
слова;
-нарушение порядка слов в предложении; -неверное определение границ предложения в
тексте;
- повторение одного и того же слова.
Выполняя эти задания, учащиеся восстанавливают деформированные тексты, составляют
планы рассказов, придумывают заглавия, редактируют предложения и тексты. По мере
овладения этими навыками задания постепенно начинают выполнять роль
вспомогательных упражнений на этапе подготовки детей к написанию сочинений.
Помимо этой работы на занятиях учащиеся играют в словесные игры, придумывают сами
задания.
Большое значение уделяется подбору синонимов и антонимов. Учащиеся пользуются
разными словарями. Также на примере различных текстов отрабатывается способность
ученика чувствовать и различные тонкости образования слов и их употребления. Ребенок
находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки. Чрезвычайно
важно логическое построение и связанность текста. Поэтому подобные упражнения также
включены в занятие.
Задачи программы:
-способствовать расширению кругозора;
-развивать мотивацию к познанию и творчеству;
-формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
-создавать условия для развития умения писать сочинения и изложения;
-развивать внимание к языку, к фразам и словосочетаниям;
-обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
-развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского язык
а, литературы, изобразительного искусства, окружающего мира. Особое внимание
обращено на развитие логического мышления младших школьников, развитии.

Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто
активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают,
составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения
анализировать,синтезировать,обобщать,конкретизировать,абстрагировать,переносить,а
так же развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется
словарный запас.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 4 года. Количество часов в неделю – 1. За год: в 1классе - 33
часа, во 2 - 4 классах -34 часа.
Всего реализуется в объеме 135 часов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Требования Стандарта задают ориентиры оценки не только предметных умений, но и
личностных и метапредметных результатов освоения о программы.
К предполагаемым личностным результатам обучающихся, освоивших данную
программу, относятся умения:
-гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;
-сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;
-понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными,
отзывчивыми;
-уважать чужое мнение;
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-уметь слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
-уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими
предметными умениями:
-овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
-строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
-составлять тексты в устной и письменной формах;
-понимать тему сочинения, раскрыть её;
-передавать в своём сочинении определённую идею;
-собирать и отбирать материал для сочинения;
-составлять план своего рассказа;
-правильно, логически последовательно выражать свои мысли.
-обогащать жизненный опыт;
-активизировать словарный запас
К предполагаемым метапредметным результатам обучающихся относятся
универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:

-находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь
организовать
собственную деятельность;
-планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами
готовить свое выступление и выступать с аудио-,- видео-и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Содержание курса внеурочной деятельности
Развитие речевых компетенций (устная форма) Обогащение и активизация словаря.
Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей.
Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над
особенностями устной речи, формирование умений правильно интонировать
предложения в устной речи. Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по
пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по
серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения
отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического
слова.
1 класс
Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности
устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи.
Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание
нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные
слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову
слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного
словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе
словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного
слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к
данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным
знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между

словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение:
исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова.
Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение
по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение
интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным,
восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание.
Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста.
Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по
опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление
деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова –
выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения,
благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
1
Речь.
2
Тише, громче.
3 Слова, слова, слова.
4
Озорные буквы.
5
Слова играют в прятки.
6
Слово и его значение.
Прямое и переносное значение
7
слова.
8
Многозначные слова.
9
Омонимы.
10
Синонимы.
11
Антонимы.
12
Тематические группы слов.
13
Наш цветной мир.
14
Что на что похоже
15
Голоса природы.
16
Практическая работа.
17
Загадки.
18
Культура речи. Вежливые слова.
19
Культура речи. Вежливые слова.
20
Пословицы.
21
Учимся рассуждать.
22
Учимся рассуждать.
23
Текст.
24
Текст
25
Заглавие текста.
26
Тема текста.
27
Повторение пройденного.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения

Опорные слова.
Мы строим текст.
Мы строим текст.
План текста.
План текста.
Практическая работа.

28
29
30
31
32
33
Итого

1
1
1
1
1
1
33 часа

2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и
высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для
выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить
логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы.
Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.
Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое
значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное
значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное
выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение
использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов
описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение
редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или
порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые
слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному
началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение
использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема занятия
Слово. Значение слова.
Многозначные слова.
Омонимы
Омофоны, омоформы
Синонимы
Антонимы
Фразеологизмы
Фразеологизмы
Фразеологизмы

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения

10 Пословицы
11 Загадки
Изобразительные средства языка.
12
Сравнение.
Изобразительные средства языка.
13
Олицетворение.
Связь между предложениями в
14
тексте
15 Связь между частями текста
Работа с деформированным
16
текстом
Работа с деформированным
17
текстом
18 Текст. Тема текста. Заглавие.
19 Текст. Опорные слова.
20 Текст. Опорные слова.
21 Практическая работа
22 План. Составление плана.
23 Виды плана
24 Виды плана
25 Виды плана
26 Редактирование текста
27 Типы текста. Описание
28 Типы текста. Описание
29 Текст – сравнительное описание
30 Типы текста. Повествование
31 Типы текста. Рассуждение
32 Типы текста. Рассуждение
33 Типы текста. «Описание»
Сочинение на тему «Мой
34
выходной день»
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Часа

34

3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность,
богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог
и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка:
метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять
значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового
словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения
словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и
восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды
плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение
составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при
цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой
ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение,
эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия
Речь.
Тише, громче.
Слова, слова, слова.
Озорные буквы.
Слова играют в прятки.
Слово и его значение.
Прямое и переносное значение слова.
Многозначные слова.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.
Тематические группы слов.
Наш цветной мир.
Что на что похоже
Голоса природы.
Практическая работа.
Загадки.
Культура речи. Вежливые слова.
Культура речи. Вежливые слова.
Пословицы.
Учимся рассуждать.
Учимся рассуждать.
Текст.
Текст
Заглавие текста.
Тема текста.
Повторение пройденного.
Опорные слова.
Мы строим текст.
Мы строим текст.
План текста.
План текста.
План текста
Практическая работа.
Итого

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

Дата
проведения

4 класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение
совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее
распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст –
диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать
диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение
определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;
отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение,
эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы ,
поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с
учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным
оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с
определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью.
Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения.
План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов,
составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.
Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание
природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно –
публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические,
тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять
средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование
глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной
временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение
преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными
членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение
определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной
композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой
на знание композиции и средств межфразовой связи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема занятия
Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры.
Фразеологизмы.
Фразеологизмы
Диалектизмы.
Сравнение, эпитеты, олицетворение.
Метафора.
Пословицы и поговорки. Афоризмы.
Сочинение по пословице.
Анализ сочинений по пословицам.
Анализ сочинений по пословицам.
Художественный стиль. Общее понятие.
Сочинение – пейзажная зарисовка.
Рифма.
Диалог и монолог.
Драматические импровизации.
Драматические импровизации.
Композиция текста. Основные элементы
композиции.
Композиция. Работа с деформированным
текстом.
Творческая работа.
Сочинение – миниатюра в художественном
стиле.
Творческая работа.
Публицистический стиль.
Газетно – публицистический стиль.
Деловая игра «Вёрстка газеты».
Официально – деловой стиль.
Тезисы. Конспект.
Тезисы. Конспект.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

28
29
30
31
32
33
34

Аннотация.
Я пишу письмо.
Личный дневник.
Сочинение «Мои любимые стихи».
Сочини сценарий для мультфильма.
Сочини сценарий для мультфильма.
Итоговое сочинение на тему: «Школа»
Итого

1
1
1
1
1
1
1
34 часа



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.