План по реализации профориентационной деятельности
на 2023/2024 учебный год в МАОУ – СОШ № 72
(Основной уровень профориентационного минимума)
Цель: системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального
самоопределения обучающихся
Задачи:
- последовательное формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность
к профессионально-образовательному выбору;
- первоначальное знакомство с рабочими профессиями и сферами трудовой деятельности;
- формирование у обучающихся объективных представлений о современном рынке труда;
- формирование у обучающихся осознанного отношения к профессиональному выбору и
построению карьеры;
- формирование основ инженерной проектной культуры обучающихся;
- повышение престижа рабочих профессий;
- воспитание осознанного понимания необходимости овладения компетенциями для
экономического роста страны и личностного успеха;
- создание организационно – управленческих условий для организации предпрофильной
подготовки учащихся;
- выбор будущей профессии.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся
общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и
иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на
подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы,
направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально- экономических
и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы
каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам,
склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе
общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить
глубокое удовлетворение от своего труда.
Каждый
уровень
профминимума
реализуется по ключевым направлениям:
-профильные
предпрофессиональные
классы
(инженерные,
IT,
экономический),
ориентированныена востребованные профессии на рынке труда;
-урочная деятельность, которая включает дополнительные материалы к учебным предметам
(физика,обществознание,математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных
проектов, с целью профессиональногоокрашивания уроков;
-внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение
профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность,
профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых
онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и
деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в
онлайн-формате и др.);
-воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки,
ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки
технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы
профориентационной направленности);
-дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных
потребностей);
-взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух
собраний с представителями разных профессий).
Форматы профориентационной работы
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На выбор:
Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для
профессиональной деятельности.
Используется интерактивный сервис «Конструктор будущего» (в рамках проекта («Билет в
будущее») или другие программы.
Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Технология».
Рекомендованное количество: от 2 часов.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Профориентационная онлайн-диагностика – рекомендованное количество 1 час.
Урок с разбором результатов профориентационной диагностики – рекомендованное количество
1 час.
Мероприятия на выбор: Проектная деятельность; профориентационные программы; классные
часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы,
дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и
психолога, моделирующие профессиональныепробы в онлайн-формате и др.
Количество: 34 часа
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
На выбор:
Профессиональные пробы на базе Площадки «Билет в будущее», экскурсии на производство,
экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВУЗ,
Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения
школьников, реализации проекта "Россия –страна возможностей», и др.)
Рекомендованное количество: от 2 часов.
Может быть реализована в рамках внеурочной деятельности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и
образовательных потребностей.
Рекомендованное количество: от 2 часов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С
РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
Родительское собрание – рекомендуемое количество 2 часа (ознакомительное или итоговое)
Рекомендованное количество: от 2 часов
1. Управление совершенствованием системы профессиональной
ориентации в образовательной организации
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование
мероприятий
(или группы мероприятий)
Сроки
проведения
Разработка
август
распорядительного
документа (приказа),
регламентирующего
процессы
организационнопедагогического
сопровождения
профессионального
самоопределения
обучающихся
Внесение изменений в планы
август
работы по
профориентационной
деятельности с
обучающимися
Заключение соглашений
Сентябрь(договоров) о
октябрь
сотрудничестве с
социальными партнерами из
числа организаций
образовательной,
культурной,
научной, производственной
сферы и сферы бизнеса, в
том
числе на основе сетевого
взаимодействия.
Разработка локальных
Август
документов,
регламентирующих
процессы
организационнопедагогического
сопровождения
профессионального
самоопределения.
Информация о наставниках
Август за
сентябрь
реализацию
профессионального
самоопределения
обучающихся школы
Изучение ресурсов
В течении
общедоступного сегмента
года
Платформы
Исполнители
Директор
Форма
представления
ожидаемого
результата
Приказ
Рабочая группа
Планы работы
Рабочая группа
Договора о сетевом
взаимодействии,
сотрудничестве
Рабочая группа
Локальные акты
Рабочая группа
База наставников
Рабочая группа,
педагогинавигаторы
Методические
материалы
2. Формы профориентационной работы
1
Урочная деятельность:
(предметные уроки /
«Технология»)
В течение
года
Руководители
ШМО,
учителяпредметники
2
Внеурочная деятельность
Августсентябрь
3
Воспитательная работа
(модуль
«Профориентация»,
классные часы)
В течение
года
Учителя,
реализующие
программы
курсов ВД.
Заместитель
директора по
ВР, классные
руководители
4
Дополнительное
образование
Августсентябрь
Педагоги
дополнительного
образования
5
Профессиональное
обучение
В течение
года
6
Взаимодействие с
родителями (законными
представителями)
Августсентябрь
7
Профильные
Предпрофессиональные
классы
В течение
года
Заместитель
директора по
ВР, классные
Руководители,
ПДО
Заместитель
директора по
ВР, классные
Руководители
Заместитель
директора по
УВР,
учителяпредметники.
Дополнения в
содержание
рабочих программ по
предметам,
в том числе
обеспечивающих
профильное
обучение.
Подбор ЦОР по
профориентационной
тематике.
Разработка
программы курса
внеурочной
деятельности.
Разработка
содержания модулей
«Профориентация»,
«Классное
руководство».
Формирование
Календарного
плана воспитательной
работы.
Формирование
Планов работы
классного
руководителя.
Дополнения в
содержание
дополнительных
общеобразовательных
программ.
Подбор ЦОР по
профориентационной
тематике
Реализация договора
сетевого
взаимодействия
Разработка
содержание модуля
«Работа с
родителями».
Дополнения в
содержание
рабочих программ по
предметам,
в том числе
обеспечивающих
профильное
обучение.
Подбор ЦОР по
8
1
2
3
4
5
6
1
Профессиональные пробы
обучающихся
профориентационной
тематике.
Определение перечня
и
содержания курсов
части
учебного плана,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
Методические
рекомендации для
обучающихся
Заместитель
директора по
ВР, классные
руководители
3. Профориентационные мероприятия с обучающимися
Уроки профориентационной
Методические
направленности в рамках
рекомендации
ПедагогиВ
учебного предмета
для
предметники
тече
«Технология»
обучающихся
ние
года
Уроки общеобразовательного
В течение
ПедагогиМетодические
цикла, включающие элемент
года
предметники
рекомендации для
значимости учебного предмета
обучающихся
для профессиональной
деятельности
Уроки общеобразовательного
цикла, включающие элемент
значимости учебного предмета
для профессиональной
деятельности
Организация и проведение
классных часов
по
профориентации
Беседы, дискуссии,мастерклассы, Экскурсии на
предприятия,на дни
открытых дверей в ВУЗ и
СПО.
Участие во Всероссийских
проектах по профориентации
(профессиональные пробы в
онлайн-формате)
«Проектория»,
«Билет в будущее».
В течение
года
В течение
года
Педагогипредметники
Методические
рекомендации для
обучающихся
В течение
года
Ответственные
специалисты по
организации
профориентаци
онной работы
Методические
рекомендации для
обучающихся
В течение
года
классные
руководители
Методические
рекомендации для
обучающихся
В течение
года
Ответственные
специалисты по
организации
профориентаци
онной работы,
классные
руководители
Методические
рекомендации для
обучающихся
4. Профориентационная деятельность с родителями
Проведение
В течение
классные
Методические
индивидуальных
года
руководители
рекомендации для
консультаций с родителями
обучающихся
попроблемам выбора
учебных предметов, курсов,
модулей формируемой части
учебного
плана, внеурочной
деятельности
2
Родительские собрания
(родители обучающихся 6-11
классов)
В течение
года
классные
руководители
Методические
рекомендации для
обучающихся
Приложение1
Примерный план внеурочной деятельности
Профминимума на базе проекта «Билет в будущее»
Программа на учебный год для 6 -11 классов. Рекомендуемый день
проведения занятий – четверг
Содержание
.
№
Тема
Дата проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Вводный профориентационный урок
Тематический профориентационный урок
Профориентационная диагностика N 1 и разбор
результатов
Профориентационный марафон проекта "Билет в
будущее"
Профориентационная диагностика N 2 и разбор
результатов
Мультимедийная выставка "Лаборатория
будущего"(онлайн-формат)
Профессиональная проба N 1 (проба на платформе
проекта "Билет в будущее")
Профориентационный марафон проекта "Билет в
будущее"
Профессиональная проба N 2 (проба на платформе
проекта "Билет в будущее")
Профориентационная диагностика N 3 и разбор
результатов
Профессиональная проба N 3 (проба на платформе
проекта "Билет в будущее")
Профориентационная диагностика N 4 и разбор
результатов
Профориентационный марафон проекта "Билет в
будущее"
Мультимедийная выставка "Лаборатория
будущего"(онлайн-формат)
Профессиональная проба N 4 (проба на платформе
проекта "Билет в будущее")
Профессиональная проба N 5 (проба на платформе
проекта "Билет в будущее")
Профессиональная проба N 6 (проба на платформе
проекта "Билет в будущее")
Рефлексивный урок
Профориентационный марафон проекта "Билет в
будущее"
Мультимедийная выставка "Лаборатория
будущего"(онлайн-формат)
Профессиональная проба N 7 (проба на платформе
проекта "Билет в будущее")
Профессиональная проба N 8 (проба на платформе
проекта "Билет в будущее")
Профессиональная проба N 9 (проба на платформе
проекта "Билет в будущее")
Профориентационный видеопроект "Россия в
деле"(1, 2, 3 серии)
Профориентационный видеопроект "Россия в
деле"(4, 5 серии)
Профориентационный видеопроект "Россия в
деле"(6, 7 серии)
Профессиональная проба N 10 (проба на
платформепроекта "Билет в будущее":
Профориентационный видеопроект "Один день в
профессии" (1, 2 серии)
Профессиональная проба N 11 (проба на
платформепроекта "Билет в будущее")
Сентябрь - Декабрь 2023
Январь - Май2024
30.
31.
32.
33.
34.
Профориентационный видеопроект "Один день в
профессии" (3, 4 серии)
Профессиональная проба N 12 (проба на
платформепроекта "Билет в будущее":
Профориентационный видеопроект "Один день в
профессии" (5, 6 серии)
Профессиональная проба N 13 (проба на
платформепроекта "Билет в будущее":
Профориентационный марафон проекта "Билет в
будущее". Итоги года.