Приложение №5
к Программе дополнительного образования,
утвержденной приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 28.08.2023 №138
Программа дополнительного образования
«Вокальный ансамбль «Настроение»
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Одношеина Ирина
Геннадьевна
учитель музыки
г. Лесной 2023
1. Пояснительная записка.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования,
которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется
посредством дополнительных образовательных программ и услуг.
К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится
и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к
музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной
деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического
вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим
жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во
всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить
себя в разных видах музыкальной деятельности.
Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение
на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в
образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса,
возможна при введении дополнительного курса.
Дополнительная образовательная программа по содержательной, тематической
направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебнопознавательной; по форме организации – групповой.
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью:
занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы,
опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, конкурсы, фестивали
всех уровней).
Музыка - один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Пение - это исполнение
музыки голосом и одна из форм эстетического воспитания. В кружке вокального пения
могут заниматься дети всех возрастов при наличии у них желания заниматься сольным и
вокальным пением.
При зачислении в кружок ребёнок исполняет песню, которую хорошо знает. Полезно
прослушать её в разных тональностях, что позволит выявить у поющего характер и
качество голоса, диапазон, точность интонации.
Музыкальные данные учащихся фиксируются в «Таблице роста» ребёнка и на их
основе составляется в дальнейшем индивидуальная работа каждого обучающегося.
Занятие в кружке проводится 1 раз в неделю по 1 часу. Весь педагогический процесс
должен быть проникнут не только целями вокального и музыкального развития детей, но и
общим воспитательным задачам школы. Педагогу необходимо следить за успеваемостью
учащихся в школе, поддерживать тесную связь с родителями и классными руководителями.
Большое значение в работе педагога имеют беседы, направленные на расширение
общеобразовательного и музыкального кругозора обучающихся (беседы о музыке,
композиторах, анализ музыкальных и литературных текстов, сведения о поэтах,
прослушивание звуко и видео записей профессиональных певцов). К обучающимся,
занимающимся в вокальном кружке, приходит уверенность в собственных силах, они не
стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в
собственных глазах и глазах социума. Кроме этого, школьники получают прекрасную
возможность развивать свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым
расширить свой круг общения. Посещение вокального кружка - это еще и занятость детей
и подростков различными формами организованного отдыха.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие
руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика
коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (15 человек), и каждый
ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя»,
доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном
действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников,
обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений
ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство
ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного
номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен
быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает
детей и усиливает их самооценку.
Необходимо знать специфику и природу развития детского голоса, особенности
возрастной физиологии и психологии ребёнка. Голоса школьников в процессе развития
можно разделить на 3 основные группы:
1. голоса чисто детские
2. голоса формирующиеся
3. голоса сформировавшиеся
Голоса 1-й группы (чаще всего дети в возрасте 10 лет ) характеризуются мягким
голосовым звучанием, воспитание голоса в этом возрасте сводится к поддержанию легкого
звучания и охране детей от крикливого пения. Обычный диапазон голосов у обучающихся
этого возраста: До - 1 и Ре - 2.
Голоса 2-й группы (наиболее часто в возрасте 11 - 15 лет ) находятся в стадии
формирования, зависят от психологического развития детей, их физического роста, в
частности их гортани. Этот период характеризуется большей плотностью и яркостью
звучания голосов. Диапазон этой группы простирается от Си - До - 1 до Фа - 2. Занятия с
мальчиками необходимо строить так, что бы не испортить голосовые связки, т.к. в этом
возрасте происходит мутация голоса.
В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются
дефекты речи, развивается звуковысотной слух, интонация, чувство ритма.
При обучении пению значительная роль принадлежит репертуару. Правильно
подобранный репертуар не только успешно развивает музыкально певческие способности
детей, но и содействует их эстетическому развитию, а так же высоких нравственных
качеств.
Весь репертуар должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям
учащихся кружка. Нужно разумно сочетать произведения различной сложности.
При подборе репертуара важно придерживаться и жанрового разнообразия: героика,
романтика, лирика, патриотизм и др.
Данная программа предназначена на 1 год курса обучения.
Вокальная группа это учащиеся 10 - 15 лет. Для них занятия строятся 1 раз в неделю
по 45 минут.
Программа так же предполагает включение детей в многообразную внеурочную
деятельность: конкурсы, фестивали, праздники, смотры, выпуски музыкальных газет, игры
и т.д.
Программа будет успешно реализована:
• если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический
материал;
• будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация
их деятельности;
• будет использован разнообразный методический материал по программе учебного
курса;
• будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
• будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям
учебного процесса.
При реализации программы могут возникнуть не зависящие от педагога проблемы и
количество часов на учебную программу может сократиться. В таком случае учебная
программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает
участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. В ходе подготовки к ним
педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный
материал в полном объеме.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности,
главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных
интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов
импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой,
литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические
блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в
себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть
обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных
произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения современных
композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный
репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую
роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников
и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения
в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Основные требования к программе:
В результате обучения пению ребенок
научиться:
• строению артикуляционного аппарата;
• особенностям и возможности певческого голоса;
• гигиене певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание,
вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• основы музыкальной грамоты;
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных
композиторов;
Получит возможность научиться:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с
ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение
различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой
объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал:
обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых
произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения.
Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах,
фестивалях. Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами
являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа вокального кружка предназначена для обучающихся 5 – 8 классов средних
учебных заведений.
Главной целью кружковой работы является создание условий для максисально
эффективного, целостного развития личности ребенка, создание условий для раскрытия и
развития таланта, совершенствование умений и навыков, полученных на уроках
музыкального искусства, повышение мастерства и развитие вокальных способностей
обучающихся.
Содержание программы четко выраженную музыкальную направленность и
реализуется преимущественно путем применения практических методов и форм
организации занятий. Программа основана на интеграции компьютерных и современных
образовательных технологий, которые используются путем освоения техник вокального
развития.
2. Основные направления содержания деятельности.
В программе выделены следующие направления:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
3. Теоретико-аналитическая работа.
4. Концертно-исполнительская деятельность.
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка.
Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых связок.
I. Вокально-хоровая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является
соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано
так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение
постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего
поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть,
то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю
часть живота;
– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях,
если не нужно держать ноты;
– сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает
в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани
также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если
певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук
снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную
функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к
работе;
2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и
выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых
произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой,
а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в
отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности
фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться
только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом
году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые
знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного
дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость,
эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на
терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных
по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха.
Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание
собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно
транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона
и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый
занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги
«бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания,
так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох,
во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается.
Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование
навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и
незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но
бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время
вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать
мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент
атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа
исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время
фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть
зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению
этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры
звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине
музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой
звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в
голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к
ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению
певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно
неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники.
Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения
навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения
любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании
(например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни
«Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно,
медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое
развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного
дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному,
как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать
так:
– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных
нот;
– дыхание брать незаметно и быстро;
– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно
точно;
– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться
ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.
Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии.
Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание,
вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные
проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении
детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять
участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие
проводят покуплетноедирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление).
Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, nonlegato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону.
Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго
тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми
голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз.
Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о
каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует
вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на
правильную певческую установку, по 6
возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в
голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая
«место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык
уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить
совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна
расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она
должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику
о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними
призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают
вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой.
Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные
резонаторы – бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы.
Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование
предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем
меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и
точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не
форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с
использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу,
необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом
звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком
зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике
имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю
часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее
резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они
обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания
начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение
слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение
так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих
выработке головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет
свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать
плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности
быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба,
глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются
различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать –
совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие
успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в
хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется
самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие
песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как пошли
наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач
является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в
четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа
двухголосного пения – частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего,
первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не
сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над
ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский
план каждого сочинения.
3. Музыкально-теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамоты.
Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе
(первая, вторая октавы).Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки
альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмичес-кими
особенностями строения музыкальных произведений.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и
темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.
Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры
певческих голосов:сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.
Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии,
повторность их звуков, их долготу, громкость.
Петь звукоряд до первой октавы – до второй октавы с названием и без названия
звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного
звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки
различной длительности – от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и
безударные доли такта.
Научить детей петь, чисто интонируя:
а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается
верхний тетрахорд, затем – нижний. После этого следует соединение тетрахордов;
б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде
выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей
группой.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии,
восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю»,
на группу слогов – ля, ле, лю.Практические упражнения по видам движения мелодии
(постепенное, «змейкой», скачкообразное).
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема,
сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
– выше, высокие слоги («динь-динь»);
– чуть ниже («дан-дан»);
– еще ниже («дон-дон»).
Развитие чувства ритма.
Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.
Метр – это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых
акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы
средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра – залог хорошего
исполнения ритмического рисунка композиции.
Темп – степень быстроты исполнения музыкального произведения. В музыке
наибольшее распространение получили пять темпов: ларго, адажио, анданте, аллегро,
престо. Часто обозначение темпа употребляется вместо названия пьесы или части крупного
произведения, например, симфонии или сонаты. Обозначение темпа, как мы видим, в то же
время обозначает и характер музыки.
Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активнодвигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не
только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей.
4. Теоретико-аналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового
аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам.
Желательно, чтобы в области хорового пения обучающиеся приобрели знания об
особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались
«нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный
период.
Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания
эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Формирование осознанного восприятия музыкальлного произведения.
Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе
слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и
исполнительских средств.
Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы
обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но
внутреннее зрение.
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого
воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в
какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без
которого невозможно понимание музыки.
В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и
исполнять музыку.
Показ-исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального
материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В
благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и
исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.
Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема
беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее
существования, особая манера исполнения – все это должно быть известно молодому певцу.
Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает
музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому
воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом.
Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом
возрастных особенностей поющих.
5. Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой
подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют
концертные выступления. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они
активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения,
навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных
праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими
особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на
своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети,
исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной
деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством – основная задача
педагога.
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для
самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.
Каждое занятие строится по схеме:
1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
2) дыхательная гимнастика;
3) распевание;
4) пение вокализов;
5) работа над произведением;
6) анализ занятия;
6) задание на дом.
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.
Методическое обеспечение программы .
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель,
грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные
пособия по вокалу , сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые,
теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка : учебные
занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные,
наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
Принципы образовательной деятельности.
1. Принцип личностно - ориентированного подхода.
Это принцип восходит к идеям гуманистической психологии и педагогики. Направлен
на человека как полноценно функционирующую личность, которая видится как
развивающаяся личность, а не застывший результат.
2. Принцип адаптивности.
Данный принцип выступает как конкретизация личностно -ориентированного и
ситуационного подходов, побуждает быть гибким, мобильным, максимально учитывать
интересы, установки, потребности, ценности, возможности детей и действовать всегда на
основе такого учёта и индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Принцип природоспособности.
Этот принцип предполагает воспитание с учётом природы ребёнка, его
индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей.
Главные признаки:
- создание максимально благоприятных условий для выявления природных
способностей ребёнка;
- определение методов обучения не содержанием образования, а врождёнными
способностями детей;
- информирование полезных привычек;
- установление количества изучаемого материала, сроков обучения на основе
индивидуальных особенностей ребёнка;
- стимулирование у каждого ребёнка индивидуального своеобразия;
- постоянная направленность на достижение конечной цели образования, т.е. на
творческое развитие личности.
Этой же цели способствует определение мотивации познавательной деятельности
каждого ребёнка.
4. Принцип увлекательности.
Данный принцип направлен на организацию деятельности несовместимой с
равнодушием, рассчитан на завоевание души ребёнка, развитие у него устойчивого
интереса к данному виду художественно - эстетического творчества.
5. Принцип поисковой, творческой и исследовательской направленности.
Направлен на поиск закономерностей, на утверждение ценностей творчества,
новаторства в детском коллективе. Очень важно создать условия для развития творческих
способностей каждого ребёнка в объединении.
6. Принцип ценностной и целевой направленности.
Ориентируется на результаты. Например: формирование профессионального
певческого голоса.
6. Учебно-тематический план.
Цель и задачи программы.
Цель программы:
Развивать у детей качества, значимые для занятий сольным пением эстетический вкус,
творческую самостоятельность, нравственные качества, интерес и любовь к музыке и
пению.
Задачи программы:
• Формирование у детей основных вокальных навыков;
• Развивать звуковой слух, чистоту интонирования, чувство ритма, научить каждого
обучающегося правильно и грамотно петь;
• Создавать условия для гармоничного развития личности каждого ребёнка, раскрытие
всех его способностей к художественному творчеству;
Способствовать формированию умения самостоятельно выбирать репертуар;
• Привлечь детей к регулярному посещению занятий и формированию коллектива.
Учебно - тематическое планирование.
При разработке учебно - тематического плана учитываются мотивы, являющиеся
наиболее значимыми для каждой возрастной группы. Кроме того, важно учитывать
доминирующие виды деятельности, которые на данном этапе развития ребёнка является
ведущими в его становлении.
Для денного возраста характерны следующие мотивы деятельности:
- потребность, стремление приобрести знания;
- потребность в общении.
- потребность занять своё место в коллективе;
- выделение лидерства;
- потребность личной самооценки;
- стремление приобщаться к жизни и деятельности взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра;
- учебная деятельность;
- сочинительство.
- учебная;
- общение особенно с другими подростками;
- личное общение.
7. Ожидаемые результаты:
Программа вокального кружка предназначена для учащихся 5-9 классов. Занятия 1
час в неделю.
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать
мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения,
постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с
более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому
многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно,
раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и
растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его
вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов
войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать
развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в
художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях
рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а
качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и
навыки, например – выступление вокального коллектива, сольных исполнителей с
концертами на школьных и районных мероприятиях.
7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ Наименование
п/п разделов/тем
Количество часов
всего
Вводное занятие.
1
Вокальная работа.
18
Творчество и импровизация.
3
Знакомство с произведениями различных 4
жанров, манерой исполнения.
теория
1
2
1
1
практика
16
2
3
Использование элементов ритмики,
сценической культуры. Движения под
музыку. Постановка танцевальных
движений.
Концертно – исполнительская
деятельность.
4
-
4
4
-
4
Итого
№ Название раздела, содержание
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Планирование работы на год.
Вокальная работа. Теория (2ч.) Беседа о
необходимости регулярных занятий
вокалом. Охрана голоса. Способы
реабилитации после перенесенных
простудных заболеваний.
Тема1. Как влияет музыка на жизнь
человека.
Тема 2. «Учитель перед именем твоим…»
Тема3. «Что такое осень»
Тема 4. Любовь и жизнь День матери.
Тема 5 Что такое Новый год.
Практика(15ч.) Певческая установка.
Постановка спектакля «Новый год
наоборот». Дыхание. Распевание.
Вокальная позиция. Звуковедение.
Дикция. Упражнения на артикуляцию.
Одновременное дыхание и атака звука.
Выстраивание, соединение и сглаживание
регистров. Отработка упражнений,
направленных на поддержание
правильной позиции. Работа над
мелодической линией и над
художественным образом песни.
Творчество и импровизация. Теория
(1ч.) Понятие импровизации.
Использование импровизации в
вокальном исполнении.
Тема 6. «На безымянной
высоте». Практика (1ч.) Скороговорки и
упражнения, направленные на отработку
певческой дикции. Работа над
художественным образом песни.
Знакомство с произведениями различных
жанров, манерой исполнения. Тема
7 «Хорошо, что у мамы есть я» . Теория
(1ч.) Беседа о необходимости знать
творчество других народов (России,
Украины, Беларуси и др.). Практика
(2ч.) Разучивание произведений народов
России, Украины, Беларуси. Знакомство с
народной песней и жанрами народных
песен о матери.
Тема 8 «Весенняя капель» Использование
элементов ритмики, сценической
культуры. Движения под музыку.
Постановка танцевальных движений.
34
5
Количество часов
29
Всего
1
Теория
1
Практика
-
17
0,5
15
0,5
0,25
0,25
0,25
0,25
3
3
3
4
3
3
1
2
3
1
2
5
1
4
6.
Теория (1ч.) Беседа о необходимых для
исполнителя качествах для концертной
деятельности. Практика (4ч.) Разучивание
хореографических элементов для более
выразительного представления
исполняемых
произведений. Индивидуальный
сценический образ, его
наработки. Репетиционная работа солиста
с коллективом танцоров.
Тема 9 «Салют Победы»
6
Тема 10 «Когда уйдем со школьного
двора». Концертно – исполнительская
деятельность. Практика
(5ч.) Выступление на праздниках ,
концертах. Работа над технической
отточенностью, свободным и
эмоциональным исполнением
репертуара. Разбор интерпретации
исполнения песни .
Итого:
34
8. Методическое обеспечение программы
Тема
№ или раздел Формы занятий
программы
0,5
0,5
5
6
28
Дидактический материал,
техническое
оснащение занятий
Вокальная
1
Беседа. Объяснение. Фонопедические,
работа.
Показ.
ритмические, дикционные
упражнения. Наглядные
пособия. Музыкальное
сопровождение.
Игра
2 и движения Музицирование,
Познавательные игры,
под музыку
показ, пение,
викторина, сюжетные
импровизации,
инсценировка песен.
Музыкальное
сопровождение
Концертная
3
Участие в концертах Творческая деятельность.
деятельность
Музыкальное
сопровождение
Импровизация
4
Игра – импровизация Короткие вокальные,
ритмические заготовки,
отстукивание ритма,
сочинение фраз
Знакомство
5
с
Показ,
Аудио и видеозаписи
произведениями анализирование
выступлений
различных
жанров, манерой
исполнения.
Формы
подведения
итогов
Заключительный
контроль в конце
занятия
Текущий
контроль и
самоконтроль
Итоговый
контроль
Текущий
контроль и
самоконтроль
Текущий
контроль и
самоконтроль
Для реализации программы используется следующее материальное обеспечение
(необходимое оборудование и технические средства обучения (ТСО):
- учебно-практического оборудования: музыкальный инструмент, аудиторская
доска с магнитной поверхностью и приспособлениями для крепления таблиц и фотографий,
мебель для учебных пособий и методической литературы; звуковоспроизводящая
аппаратура ; звукоусиливающая аппаратура.
- технических средств обучения: мультимедийный компьютер со звуковой картой и
пакетом прикладных программ, экран или телевизор, CD / DVD– проигрыватели, слайдпроектор;
- экранно-звуковых пособий: видеофильмы с записью выступлений выдающихся
отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или фрагментов
из них, выступлений хоров, слайды с нотным и поэтическим текстом.
Техническое оснащение занятий осуществляется с использованием музыкального
центра, фортепиано с целью музыкального сопровождения.
Заключение.
В данной образовательной программе учебная деятельность рассматривается как
составляющая часть целостного воспитательного процесса на занятиях, смотрах,
концертах.
Приобретение знаний сопровождается процессом развития личности ребёнка, которая
является основным объектом воспитания, как носитель социально - ценностных
отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно
и достойно проявляющая своё « Я ».
Система дополнительного образования, благодаря заложенной в ней вариативности и
адаптивности к требованиям жизни, может являться хорошей базой развития творческих
способностей воспитанников.
На основе анализа результатов по данной программе обучение можно сформулировать
следующие условия, при которых могут развиваться творческие и интеллектуальные
способности обучающихся:
- если вся учебная и внеурочная деятельность будет сориентирована на развитие и
саморазвитие творческой личности педагога и ребёнка;
- выявление индивидуальных особенностей детей;
- при формировании межличностных отношений. Способствующих развитию
интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного
процесса учащихся дополнительного образования.
9. Список рекомендуемой литературы для педагога.
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной
школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального
воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.:
Музыка, 1971. – С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и
молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка,
2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение.
1983.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко.
– Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М.,
Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей
/И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
10. Список полезных интернет – ресурсов для педагога.
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/