Программа дополнительного образования

Приложение № 8
к приказу директора МАОУ СОШ №72 от 29.08.2023 г. №138/ОД
МКУ «Управление образования администрации городского округа
«Город Лесной»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №72»

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
28.08.2023
Протокол №1

Программа дополнительного образования
2023-2024 учебный год

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования
1.1. Пояснительная записка
1.2. Концептуальные положения образовательной программы
1.3. Цели и задачи реализации образовательной программы
1.4. Основополагающие принципы формирования образовательной программы
дополнительного образования

1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
дополнительного образования

2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования
2.1. Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных
программ технической направленности

2.2.

Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных

программ естественно- научной направленности

2.3.

Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных

программ спортивно-оздоровительной направленности
2.4. Характеристика и основное содержание дополнительных общеобразовательных
программ общекультурной направленности

3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования
3.1. Учебный план дополнительного образования на 2023-2024 учебный год
3.2. Календарный учебный график дополнительного образования на 2023-2024
учебный год

3.3. Система условий реализации образовательной программы дополнительного
образования

3.3.1 Кадровые условия
3.3.2 Финансово - экономические условия
3.3.3 Материально-технические условия
3.3.4 Информационно-методические условия

2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1.
МАОУ

«СОШ №72»

Пояснительная записка

осуществляет

образовательную деятельность

в

интересах личности ребёнка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание
благоприятных

условий

для

разностороннего

развития

личности,

в

том

числе

возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного
образования.
Дополнительное образование - это процесс свободно избранного ребенком освоения
знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, выходящих за рамки стандарта
общего образования, направленный на удовлетворение интересов личности ее склонностей,
способностей,содействующий самореализации и культурной адаптации, Свободный выбор
ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле
слова, дополнительное образование - это образование целевого выбора.
Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает
разнообразные

виды

организации

содержательного

досуга

с

различными

формами

образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного
поведения, решая проблему занятости детей. Для системной и качественной реализации
дополнительного образования в МАОУ «Лицей» разработана образовательная программа
дополнительного образования (далее - Образовательная программа ДО). В Образовательной
программе ДО отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного
образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую
реализацию. Образовательная программа ДО содержит комплекс основных характеристик
дополнительного

образования

(объём,

содержание,

планируемые

результаты),

организационно-педагогических условий, учебного плана дополнительного образования,
календарного учебного графика дополнительного образования.
Программа ДО разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации";

-

Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция развития
дополнительного образования детей»;

-

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-

Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

3

общеобразовательным программам»;

-

Устава МАОУ «СОШ №72».
Использование

при

реализации

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных
технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся,
запрещается. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение. Образовательная деятельность ведётся на
русском языке.
При реализации Образовательной программы ДО организуются и проводятся занятия,
мероприятия, создаются для этого необходимые условия. Занятия в объединениях с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть
организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или
в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. С обучающимися
с

ограниченными

возможностями

здоровья,

детьми-инвалидами

может

проводиться

индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
так и по месту жительства с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Образовательная деятельность
обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

по

дополнительным

общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных
общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных
обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также
педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.
Образовательная программа ДО является документом, открытым для внесения
изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в
соответствии с изменениями в законодательстве в области образования.

1.2.

Концептуальные положения образовательной программы

Все острее встаёт задача общественного понимания необходимости дополнительного
образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного
обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в
которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими
видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:

-

свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие
человека;

4

-

вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

-

доступность глобального знания и информации для каждого;

-

адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного

образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания
мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что
мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры
становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих
институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом
образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее
пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание
человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту,
приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и
интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора
процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за
рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик.
Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ,
дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и
продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как
подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного
процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и
деятельности.
Пронизывая
дополнительное

уровни
образование

начального,
становится

основного,
для

среднего

взрослеющей

общего

образования

личности

смысловым

социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через
творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Персонализация

дополнительного

образования

усиливает

его

преимущества

посредством актуализации следующих аспектов:

-

участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного
выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

-

выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение
применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

-

право на пробы и ошибки, возможность смены программ;

5

-

неформализованность

содержания

образования,

организации

образовательной

деятельности;

-

вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой,
ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную
презентацию;

-

возможность на практике применить полученные знания и навыки;

-

разновозрастный характер объединений.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является

открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

-

возможность для педагогов и обучающихся включать в образовательную деятельность
актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;

-

благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских
(подростковых), так и взрослых инициатив, и проектов, в том числе развития волонтерства
и социального предпринимательства.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной

стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности
каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.
Оно выполняет функции "социального лифта" для части детей, которая не получает
необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных
организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные
возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких
категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации.
В условиях информационной социализации дополнительное образование детей
выступает инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности
подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

1.3.

Цели и задачи реализации образовательной программы
дополнительного образования

Дополнительное образование в МАОУ «СОШ №72» является составной частью единого
образовательного процесса и создает условия для развития личности в сфере свободного
времени с учётом её разнообразия, потребностей и интересов. Дополнительное образование в
МАОУ «СОШ №72» рассматривается как развивающая среда.
Целью дополнительного образования в МАОУ «СОШ №72» является создание
оптимального пространства дополнительного образования, способствующего всестороннему
развитию личности, индивидуализации образовательного пути детей различных возрастных
групп, реализующего их творческий потенциал, социальные запросы и устремления,
6

естественную потребность в профессиональном и личностном самоопределении.
Достижение цели образовательной программы предусматривает решение следующих
основных задач:

-

обеспечение доступности качественного дополнительного образования, соответствующего
требованиям инновационного развития, современным потребностям граждан с учетом
социального заказа на образовательные услуги;

-

обновление, совершенствование программно-методического содержания
дополнительного образования детей, его форм, методов, технологий, направленных на
формирование универсальных действий: личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных;

-

совершенствование условий для учебно-познавательной деятельности, направленной на
максимальное развитие способностей обучающихся;

-

обеспечение условий для патриотического и духовно - нравственного воспитания,
личностного

развития,

профессионального

самоопределения,

творческого

труда,

формирования общей культуры;

-

выявление и поддержка детей с особыми потребностями;

-

совершенствование кадрового потенциала в соответствии с требованиями нормативов в
сфере образования;

-

применение новых информационно-компьютерных технологий в учебном процессе;

-

расширение зоны сотрудничества в области обучения и творческого развития личности
обучающегося, повышение эффективности использования имеющихся и привлекаемых
образовательных ресурсов.

1.4.

Основополагающие принципы формирования образовательной
программы дополнительного образования

Образовательная программа дополнительного образования формируется на следующих
принципах:

- Принцип доступности. Дополнительное образование - образование доступное. Здесь могут
заниматься любые дети - «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные;
«проблемные» - с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система
дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального
выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одной из
главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является
бесплатность предоставляемых школой услуг.

- Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на
овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе

7

образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже
педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим
уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.

- Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и педагогу
возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы,
содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально
отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих
интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
- Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание сред образования, которая
обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося,
совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного
образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы
дополнительного

образования

-

развитие

личности

воспитанника.

Образование,

осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более
мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к
самообразованию.

- Принцип системности. Органическая связь общего, дополнительного образования и
образовательно-культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды
лицея новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов
образования.

- Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых
условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в
условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому
обществу. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное
реагирование

дополнительного

образования

на

изменяющиеся

потребности

детей,

своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и
есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету.
Именно в системе дополнительного образования детей существуют такие программы, которые
позволяют приобрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной
жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему
адаптироваться в многообразии окружающей жизни.

- Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает
формирование

нравственно-ценностных

ориентаций

личности,

развитие

чувственно-

эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения.
- Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся
включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для

8

каждого ребёнка.
- Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что
творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий
не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели
существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к
самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание
атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом
его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле,
спортивная игра и т.д.) - творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.

- Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов.
Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы
других.

- Принцип поддержки инициативности и активности. Реализация дополнительного
образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых
начинаний обучающихся.

- Принцип открытости системы. Совместная работа лицея, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры и образования направлена на обеспечение каждому ребёнку
максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического
развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

1.5.

Планируемые результаты освоения обучающимися

образовательной программы дополнительного образования
Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно
действиями, преломленными через специфику содержания той или иной программы - овладеют
обучающиеся в ходе образовательной деятельности на данном этапе. Учитывается
необходимость определения возможностей освоения программы и динамики развития
обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы зоны ближайшего развития ребенка.
По

окончании

курса

обучения

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе «Робототехника» обучающиеся научатся:
-собирать различные модели роботов на базе Lego Mindstorms Education EV3» по схеме и
собственному представлению;
-владеть технологической информацией об устройствах, использовании кинематических схем,
блок-схем;
-создать электронные презентации для представления и описания разработанной конструкции.
9

По

окончании

курса

обучения

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе «Робототехника» (приложение 3) обучающиеся приобретут:
-умение использовать терминологию моделирования;
-умение работать в среде SketchUp;
-умение создавать новые примитивные модели из имеющихся заготовок путем
разгруппировки-группировки частей моделей и их модификации;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
-умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения
учебных и творческих задач;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации;
владение устной и письменной речью
-умение создавать творческие работ с элементами конструирования, базирующихся на
ИКТ;
По

окончании

курса

обучения

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе «Шахматный всеобуч» (приложение 2)обучающиеся будут:
-знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,шах, мат, пат,
ничья;
-знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
-знать правила хода и взятия каждой фигурой;
-различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-уметь проводить элементарные комбинации;
-уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
-своих фигур;
-уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
По

окончании

курса

обучения

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе «Мирный атом» (приложение 4)обучающиеся научатся:

1
0

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
По

окончании

курса

обучения

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе «Читаймер» обучающиеся научатся:
- создавать тексты на разные темы и редактировать их;
- определять жанр видеосюжета;
- создавать сценарий будущего сюжета;
- при необходимости создавать стендап, записывать за кадром;
- работать «в кадре»;
-работать в одной из монтажных программ;
- создавать видеосюжеты по собственному замыслу.
По

окончании

курса

обучения

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе «Творчество» обучающиеся научатся:
-развивать музыкальную культуру учащихся через песенное творчество.
- повысят читательскую активность среди учащихся; поощрение лиц, стремящихся к
интеллектуальному саморазвитию; популяризация техники быстрого чтения (скорочтения).
Знакомясь с книгами, молодежь определяет собственные приоритеты, интересы и желания,
ищет родственные души на страницах художественных произведений, порой даже
отождествляя себя с главными героями. Поэтому книги нужны такие, которые могут многому
научить не только молодое поколение, но даже всезнающих взрослых.
По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение
самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов,
спектаклей и других форм театральной деятельности; быть неравнодушным по отношению к
людям, миру искусства и природы.
В результате реализации программы «Театральный калейдоскоп» (приложение 1) обучающиеся
становятся любителями театра – активными участниками

школьной самодеятельности,

осознают ценность своей творческой деятельности для окружающих.
Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная
деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником

1
1

эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку
хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь
подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое
собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку
преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством
самовыражения и самореализации ребенка.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МАОУ «СОШ №72» реализуются дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы. Цель Образовательной программы ДО реализуется путем
освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, использования современных технологий и методов, разнообразных кружков.
При этом основным является учет потребностей детей и родителей как основных
заказчиков: запросы и потребности детей и их родителей, мотивационные установки
ребёнка; притязания педагогов, запросы социума.
Дополнительные

общеобразовательные

программы

педагогов

являются

интегрированными по содержанию, комплексными по видам деятельности. Программы
рассматриваются как автономные программы. Освоение любой программы начинается с
того уровня готовности, который уже достигнут ребёнком.
В МАОУ «СОШ №72» реализуются дополнительные общеобразовательные
программы следующих направленностей:
-Техническая;
-Естественно-научная;
-Спортивно-оздоровительная.
-Общекультурная

2.1. Характеристика

и

основное

содержание

дополнительных

общеобразовательных программ технической направленности
Программы данной направленности проектируются для детей всех возрастных
категорий. Ориентированы на развитие на развитие исследовательских, прикладных,
конструкторских, инженерных способностей обучающихся в области точных наук и
технического творчества.
Кружок «Робототехники» состоит из двух модулей Lego-конструирование (основы
механики и конструирования).

Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в

возрасте 8-11 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель – Парамонова С.И., учитель
1
2

начальной школы.
Содержание общеразвивающей программы: Основы конструирования.

Создание

программы в среде Lego Mindstorms Education EV3. Работа с датчиками.
Программа направлена на овладение навыками технического конструирования,
знакомство с элементами радио-конструирования, развитие мелкой моторики, изучение
понятий конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), навык
взаимодействия в группе. Дети работают с микросхемой Arduino UNO и наборами датчиков.
С их помощью школьник может запрограммировать робота - умную машинку на выполнение
определенных функций. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в возрасте
10-15 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель -Степанова Г.Н., учитель технологии.
Содержание общеразвивающей программы: Основы радиоэлектроники. Основы
проектирования и моделирования электронного устройства на базе Ардуино. Широтноимпульсная модуляция. Программирование Ардуино. Сенсоры. Датчики Ардуино. Цифровые
индикаторы.

Семисегментный

индикатор.

Микросхемы.

Сдвиговый

регистр.

Жидкокристаллический экран. Транзистор – управляющий элемент схемы. Управление
двигателями. Управление Ардуино через USB.
2.2..Характеристика

и

основное

содержание

дополнительных

общеобразовательных программ естественно- научной направленности.
Программы

данной

направленности

проектируются

для

детей

5-9

классов.

Ориентированы на развитие на формирование научного мировоззрения, освоение методов
научного

познания

мира,

развитие

исследовательских,

прикладных,

способностей

обучающихся в области точных наук.
Программа кружка «Мирный атом» направлена на решение расчётных задач и
проведение различных экспериментов, что является важным элементом изучения курса
физики, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал,
учит мыслить логически. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся в возрасте
14-16 лет, срок реализации 1 год. Автор – составитель – Дылдина И.А.., учитель физики и
информатик физики.
Содержание общеразвивающей программы: Механика (Решение задач повышенной
сложности при криволинейном движении тел и на относительное движение тел.
Построение/чтение графиков сложного движения. Лабораторный практикум: изучение
равномерного и равноускоренного движения, исследование сил упругости, трения, вычисление
работы.).

Колебания

и

волны

(Решение

задач

повышенной

сложности

по

теме

«Электромагнитные колебания» Лабораторный практикум: исследование периода и частоты

1
3

свободных колебаний математического и пружинного маятников.). Строение атома и атомного
ядра (Сравнительная характеристика элементарных частиц. Экспериментальные методы
исследования частиц. Решение задач повышенной сложности по теме «Ядерные реакции».)
2.3.

Характеристика

и

основное

содержание

дополнительных

общеобразовательных программ спортивно-оздоровительной направленности.

Программа кружка «Шахматный всеобуч» направлена на :
1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие
посредством занятий шахматами и физической культурой. Начальный курс по обучению игре
в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при
изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в
мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной
доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать
положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных
фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На
занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки
песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий
является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на
доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности,
делают свои первые шаги на шахматной доске. Настоящая программа включает в себя два
основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практикосоревновательная деятельность».
2.4.

Характеристика

и

основное

содержание

дополнительных

общеобразовательных программ общекультурной направленности.
Направление

деятельности

«Художественное»

представлено

следующими

объединениями дополнительного образования:
«Информашки»;
«Читаймер»;
«Вокальный ансамбль»;
«Театральный калейдоскоп»
Форма занятий – групповая, индивидуально-групповая.

1
4

Программа объединения «Информашки» признана способствовать развитию учащихся практической реализации знаний полученных в процессе переработки информации. Занятия воспитывают эстетический вкус, пробуждают фантазию, учат чувствовать и создавать прекрасное. Умение выступать на сцене.
Программа объединения «Вокальный ансамбль» основной целью программы является создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей
среднего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность. Занятия
призваны развивать музыкальную культуру учащихся через песенное творчество.
Программа объединения «Читаймер» призвана к повышению читательской активности
среди учащихся; поощрение лиц, стремящихся к интеллектуальному саморазвитию; популяризация техники быстрого чтения (скорочтения). Знакомясь с книгами, молодежь определяет
собственные приоритеты, интересы и желания, ищет родственные души на страницах художественных произведений, порой даже отождествляя себя с главными героями. Поэтому книги
нужны такие, которые могут многому научить не только молодое поколение, но даже всезнающих взрослых.
Программа «Театральный калейдоскоп» Основной целью программы является театрализованная деятельность. Она является одним из самых доступных видов искусства для детей.
Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных
открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря
театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Программы данной направленности составлены для детей разных возрастных категорий.
Они ориентированы на развитие общей и эстетической культуры обучающихся,их художественных способностей в избранных видах искусства и служат средством организации
свободного времени; формируют процесс творческого самовыражения и общения детей. Занятия проходят в разнообразных формах, участие и подготовка праздников, презентаций и
т.д.

1
5

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебный план дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования МАОУ «СОШ №72» разработан и
утвержден в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», уставом
Учреждения, с учетом социального заказа населения и преемственности в образовательной
деятельности педагогов дополнительного образования и учреждения в целом.
Учебный план дополнительного образования составлен с учетом санитарноэпидемиологических

требований

к

образовательным

организациям

дополнительного

образования детей (Постановление Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, СП
2.4.3648-20),

основных

направленностей

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программ.
Реализация учебного плана решает следующие задачи:

1) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья,
2) самоопределение обучающихся;
3) формирование общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе;
4) обеспечение возможностей выбора ребенком индивидуального пути образования и
развития, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе;

5) организация содержательного досуга детей и подростков.
Его реализация обеспечивается материально-технической и учебнометодической базой
МАОУ «СОШ №72».
Учебный план отражает и определяет:

1) перечень кружков;
2) количество часов в неделю;
3) количество часов в год;
4) формы промежуточной аттестации обучающихся.
В 2023-2024 учебном году в МАОУ «СОШ №72» реализуются 7 дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. Направленности данных программ
выбраны с учётом запросов обучающихся, их родителей, имеющихся педагогических кадров,
материально - технических возможностей образовательной организации.
Учебный план системы дополнительного образования детей МАОУ СОШ №72 является
нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на
занятия объединений дополнительного образования различной направленности.

1
6

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в полном объеме
согласно учебному плану и годовому календарному графику. С целью реализации
дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в полном объеме режим
работы объединений дополнительного образования в актированные дни и дни отмены занятий,
в дни отсутствия ребенка по каким-либо причинам регулируются положением о «Формах
обучения по дополнительным образовательным программам». Зачисление детей в группы
дополнительного образования осуществляется согласно Положения о порядке приема,
отчисления и учета движения учащихся в объединениях дополнительного образования детей.
Школа имеет современную материально-техническую базу, все необходимое для
успешной учебы и полноценного отдыха: актовый зал, 2 компьютерных кабинета, библиотека,
мультимедийные проекторы и т.д. Учебно-тематический план каждой образовательной
программы

по

дополнительному

образованию

рассматривается

и

утверждается

на

педагогическом совете школы и включает в себя: пояснительную записку,
Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое разнообразие
методов и форм педагогической деятельности. С точки зрения принципа саморазвития методы
обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на
продуктивные, а формы обучения – с фронтальных на индивидуальные и групповые, в том
числе разновозрастные. Широко используются педагогами дополнительного образования
школы методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и
воспитанников, развитии творческих способностей.
Принципиальная педагогическая установка системы дополнительного образования –
такое воспитание и обучение ребенка, при котором знания не самоцель, а средство
формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума,
трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации.
Другими словами, это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и
расширить его пределы.
Формы организации образовательной деятельности включают в себя занятия группой.

1
7

3.1. Учебный план дополнительного образования на 2022-2023 учебный год

Направленность
дополнительного
образования

Ф.И.О.
руководител
я

Название
детского
объединения

Художественная «Информашки»
«Читаймер»
«Школьный
ансамбль»
«Театра
льный
калейдо
скоп»
Техническая
«Робототехника
»
Естественнонаучна «Мирный атом»
я
Физкультурно- «Шахматны
спортивная
й всеобуч»

Направление
Физкультурно-спортивное

Вид
заняти
й

Возрас
т
детей

Кол-во
учебныхчасов в
неделю
2
2

Кол-во
учебны
хгрупп

1
2

Итого
часов
в
недел
ю
2
4

2

1

2

7-15

1

1

1

Солодухин
групповые 11-12
Р.А.
Дылдина И.А. групповые 12-13

2

2

4

1

1

1

Тетрадзе А.А. групповые

8

8

8

Злобина Р.М групповые 6-12
Малышева
групповые 6-12
Е.В.
Одношеина И.Г. групповые 12-13
Зырянова
Н.В.

групповые

7-15

Название кружка
«Шахматный всеобуч» (1-4
классы)

Руководитель-дети-время работы
А.А.Тетрадзе -1а,1б,1в,2а-б,
3а-б,4а-б (6 часов)
В течение недели

«Шахматы» (6-8 классы)

А.А.Тетрадзе -6-8 сборная (2 часа)

«Информашки»

Р.М.Злобина

«Читаймер»

Е.В.Малышева

«Настроение»

И.Г.Одношеина

«Театральный калейдоскоп»

Н.В.Зырянова

Естественно-научное

«Мирный атом»

И.А.Дылдина

Техническое

«Робототехника»

Р.А.Солодухин

Художественное

Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся. Промежуточная
1
8

аттестация демонстрирует качество усвоения обучающимися содержания

конкретной

дополнительнойобщеобразовательной (общеразвивающей) программы по итогам учебного
года.
По завершении всего образовательного

курса

дополнительной

общеобразовательной программы проводится итоговая аттестация. Формы проведения
промежуточной и итоговой аттестации определяются педагогом исходя из содержания
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы в соответствии с ее
прогнозируемыми результатами и с учётом особенностей контингента обучающихся и могут
быть следующими: соревнование, конкурс, фестиваль, собеседование, зачет, тестирование,
защита творческой работы (проекта).
3.2. Календарный учебный график дополнительного образования
на 2022-2023 учебный год на
Начало занятий в 1-11 классах

04.09.2023

Осенние каникулы

28.10.23-06.11.23

Зимние каникулы

30.12.23-08.01.24
24-25.02.2023

Дополнительные каникулы ( 1 классы)

05.02.24-12.02.24

Весенние каникулы

20.03.2024-27.03.2024
08.05.2023

Окончание учебного года

24.05.24

в 1-4 классах
Окончание учебного года

31.05.24

в 5-8, 10 классах

Режим работы:
Проведение занятий — через 20 минут после окончания уроков
5-дневная учебная неделя — 1 классы.
6-дневная учебная неделя с одним выходным днем- 2-11 классы.
Продолжительность занятия:
35 минут -1 классы.
40 минут — 2-11 классы.
Продолжительность учебного года в 1 классах- 33 учебных недели;
Продолжительность учебного года во 2-11 классах- 34 учебных недели;
Продолжительность учебного года в 5-8,10 классах- 34 учебных недель;
1
9

Продолжительность учебного года в 9 классах- 36 учебных недели с учётом государственной
итоговой аттестации;
Продолжительность учебного года в 11 классах- 37 учебных недель с учётом государственной
итоговой аттестации.

3.3. Система условий реализации образовательной программы дополнительного
образования
3.3.1.Кадровые условия
МАОУ «СОШ №72» на 100% укомплектовано педагогическими кадрами по всем
дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам.
В 2022-2023 учебном году в лицее реализуют дополнительные общеобразовательные
(общеразвивающие) программы 19 педагогов. В штатном расписании МАОУ «Лицей» на
реализацию дополнительных общеобразовательных программ имеется 2 ставки педагога
дополнительного образования.
В целом в МАОУ «СОШ №72» работают 32 педагогических работника, из них:

-

учителей - 39 человек;

-

руководителей - 3 человек;

-

педагог-психолог - 1;

-

педагог-библиотекарь — 1.

Кадровый состав отличается стабильностью: 93,3% педагогических работников имеют
стаж работы от 5 лет и выше.
3.3.2. Финансово - экономические условия
Автономное учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет
финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет,
открытый в установленном порядке в соответствии с положениями Бюджетного кодекса
Российской Федерации в финансовом органе городского округа «Город Лесной» и (или) в
Федеральном казначействе.
Источники финансирования - средства муниципального и областного бюджета; целевое
финансирование по грантам и проектам; безвозмездная помощь дарения.
Структура бюджетном финансирования включает в себя: субсидию на выполнение
муниципального задания и субсидии на иные цели.
Деятельность МАОУ «СОЩ №72» осуществляется на основе Плана финансово хозяйственной деятельности.
3.3.3. Материально-технические условия
Материально-техническая база МАОУ «СОШ №72» приведена в соответствие с задачами
2
0

по обеспечению реализации образовательной программы дополнительного образования,
необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию
соответствующей образовательной и социальной среды.
Критериальными

источниками

оценки

учебно-материального

обеспечения

образовательного процесса являются требования и условия Положения о лицензировании
образовательной деятельности.
В соответствии с требованиями в лицее оборудованы:

-

26

учебных

кабинетов

с

оборудованными

рабочими

местами

обучающихся

и

педагогических работников, в том числе, специализированные кабинеты физики, биологии,
географии, информатики (с лаборантскими),

1 спортивный зал, кабинеты музыки.

Кабинеты оснащены необходимым оборудованием, соответствующим требованиям,
дидактическими и техническими средствами, справочно-информационными материалами,
методической литературой; приобретено современное лабораторное оборудование для
кабинета физики, химии, биологии.
-Ноутбуки ( 30 штук), которые находятся в свободном доступе, предназначены для
индивидуальной работы, либо работы в парах., группах;
-кабинет обслуживающего труда;
-Актовый зал с современным аудио и видео оборудованием;
-Стадион;
-Помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи,
обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе
горячих завтраков;
-Медицинский пункт, состоящий из медицинского и прививочного кабинетов;
-Пришкольный участок.
3.3.4. Информационно-методические условия
Реализация образовательной программы дополнительного образования обеспечивается
современной информационно-образовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая
педагогическая система, с формированная на основе разнообразных информационных
образовательных ресурсов, современных информационнотелекоммуникационных средств и
педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной
личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебнопознавательных

и

профессиональных

задач

с

применением

информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения
ИКТ.

Всего

в

образовательном

учреждении

образовательном процессе используется

100

персональных

компьютеров.

В

70 компьютеров. Количество персональных
2
1

компьютеров на 100 обучающихся – 6,11 компьютеров. На всех компьютерах установлено
лицензионное программное обеспечение, имеются программные обучающие продукты
свободного распространения. На всех компьютерах установлена лицензионная операционная
система Windows. В ОУ имеется широкополосный выход в Internet, локальная сеть включает
100%

компьютеров.

Постоянно

улучшается

материально-техническое

обеспечение

образовательного процесса. В школе 29 мультимедийных проекторов, 16 интерактивных досок.
В лицее создано единое информационное пространство, работает сайт.

Обновление

информации на сайте осуществляется не реже двух раз в неделю. На сайте размещены:
нормативная документация, локальные акты и т.д. Учебное и программно-методическое
обеспечение образовательного процесса постоянно пополняется по всем компонентам учебного
плана и соответствует реализуемым образовательным программам.
Библиотека является библиотечно-информационным центром, имеет абонементную,
читальную зоны, имеется помещение книгохранилища. Общий библиотечный фонд составляет
18292 экземпляров. Все учебники по предметам инвариантной части учебного плана
рекомендованы (допущены) Министерством образования и науки Российской федерации к
использованию
Информирование

в

образовательном
педагогов,

процессе

обучающихся

и

в

общеобразовательных

их

родителей

учреждениях.

осуществляется

через

общешкольные родительские собрания, информационные стенды, через размещение
информации в Internet.
Информационно-методическое

сопровождение

разработки

и

реализации

дополнительных общеобразовательных программ включает в себя следующие процедуры и
алгоритмы:

-

осуществляется ежегодная разработка новых дополнительных общеразвивающих
программ и корректировка существующих программ;

-

каждая программа проходит экспертизу готовности.
Рабочие программы разрабатываются на каждый год обучения, конкретизируют условия

реализации, ожидаемые результаты; программы проходят экспертизу; рекомендации
утверждение; формируется «Банк рабочих программ».

2
2

на



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.