Приложение 4. Научная лаборатория. Химический анализ

Приложение № 4 к ООП СОО,
утвержденной приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 28.08.2023 №138

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Научная лаборатория. Химический анализ»
10-11 классы

2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, проявляющий
повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в
учебных заведениях естественнонаучного профиля.
Решение расчётных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал, учит мыслить логически. Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета, способствует политехнической подготовке учащихся и знакомству с проблемами охраны окружающей среды, расширяет кругозор учащихся, позволяет
установить связь химии с другими науками, особенно с физикой и математикой,
воспитывает самостоятельность. Поэтому на экзаменах любого уровня всегда
включаются задачи, прежде всего расчётные. Это удобный способ проверки знаний.
Однако при изучении химии в школьном курсе 9 -11 классов на решение
типичных задач отводится ограниченное количество времени, которого не всегда
хватает для отработки данных заданий. Разбор и отработка упражнений
повышенной сложности требуют дополнительных знаний, умений и
дополнительной затраты времени.
Данное внеурочное занятие предназначено для учащихся, обучающихся в
классах гуманитарного и физико-математического профилей. Особенность этих
классов - меньшее, по сравнению с типовой программой, количество часов,
отводимое на изучение органической химии (34 ч. в год), Эти внеурочные занятия
позволяют помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать
школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам, а также к участию
в химических олимпиадах, развивают интерес к изучению предмета. Курс
рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной подход - разбор с помощью
учителя задач и упражнений, предусмотренных программой, опирающийся на
имеющуюся теоретическую базу, с последующим самостоятельным решением
подобных и несколько усложнённых заданий, а затем - проверкой и обсуждением
результатов. Курс основан на параллельном изучении теоретических основ химии
в урочное время.
Направление: естественнонаучное
Возраст/ класс: 10-11 класс
Сроки реализации: 1 год
Формы обучения: индивидуально-групповая, групповая
Виды занятий: лекция, беседа, мастер-класс, семинар, тренинг, зачет

Формы подведения результатов: семинар
Расписание занятий (еженедельное)
Количество Класс

День недели

учеников
10-11

Цель

пятница

Время

Время

начала

окончания

7 - 45

8 - 25

курса: расширение и углубление знаний, учащихся по

неорганической и общей химии, развитие их познавательных интересов,
целенаправленная предпрофессиональная ориентация старшеклассников.

Задачи курса:
▪ при помощи решения расчетных задач закрепить, систематизировать и
углубить знания, учащихся о фундаментальных законах неорганической и общей
химии;
▪ показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами
жизнедеятельности человека;
▪ создать условия для формирования и развития у учащихся умения
самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными
конспектами, иными источниками информации;
▪ объяснить на современном уровне свойства соединений и химические
процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком;
способствовать развитию познавательных интересов, учащихся;
▪ предоставить учащимся возможность применять химические знания на
практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки;
▪ научить работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку
зрения.
Одна из главных задач химического образования – развивать интеллект
учащегося, его логическое, образное теоретическое, эмпирическое и другие
формы мышления. Развитию мышления способствует интерес к предмету.
Средством формирования интереса к предмету может стать решение задач.

Тематическое планирование
Тема занятия

Количество часов
всего

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

теория

практика

Вводное занятие. Повторение основ общей химии.
Основные
стехиометрические
законы.
Вводное тестирование по
решению
расчетных
задач.
Вычисления, связанные с
понятием
количества
вещества.
Решение
задач
на
нахождение
массы
продукта реакции по
массе
исходного
вещества.
Решение задач на избыток
одного из реагирующих
веществ

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

-

1

1

-

1

1

-

1

Решение
задач
с
использованием
закона
Авогадро. Газовый закон
Авогадро и его следствие.
Решение задач на тему
«Относительная
плотность газа»

1

-

1

1

-

1

Вычисления, связанные с
объемными отношениями
газов при химических
реакциях.
Использование
объединенного газового
закона для решения задач.

1

-

1

1

-

1

Решение задач о смесях.
Количественный состав
смесей. Массовая доля
вещества в смеси.
Объемная доля вещества
в смеси.

1

-

1

1

-

1

Формы аттестации
/
контроля

беседа
тестирование
Самостоятельное
решение задач
и анализ решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения

Определение химической
формулы вещества по
данным
о
его
количественном составе.
Решение задач на вывод
формулы вещества по
массовым
долям
химических элементов.
14- Решение
задач
на
15 нахождение формул по
продуктам
сгорания
веществ.
16 Количественный состав
растворов. Смешивание
растворов. Концентрация
вещества в растворе.
Растворимость веществ.
17 Решение
задач
с
использованием понятия
«концентрация раствора».

1

-

1

Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения

2

1

1

1

-

1

Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения

1

-

1

Решение
задач
с
использованием понятия
«концентрация раствора».

1

-

1

Вычисления
по
уравнениям химических
реакций. Решение задач
на нахождение массы
продукта реакции, если
одно из реагирующих
веществ
содержит
примеси.
20- Вычисления
по
21 уравнениям
реакций,
протекающих в водных
растворах.
22 Вычисления
по
уравнениям реакций с
учетом
практического
выхода продукта.
23 Вычисления
по
термохимическим
уравнениям.

1

-

1

2

1

1

1

-

1

1

-

1

Вычисления
по
уравнениям
последовательных
реакций.
Вычисления
по
уравнениям
параллельных реакций.

1

-

1

1

-

1

13.

18

19

24

25

Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения

Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ

26

27-28

29-32

33

Вычисления
количественного состава
газовых смесей, если в
них
протекают
химические реакции.
Качественные задачи.

1

-

1

2

1

1

Решение
комбинированных задач.

4

1

3

3 Контрольное
тестирование.

1

1

-

3 Итоговое занятие.

1

1

-

решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
Самостоятельное
решение задач
и анализ
решения
тестирование

34

Содержание учебного (тематического) плана:
Вводное занятие. Повторение основ общей химии.
Основные стехиометрические законы.
Вводное тестирование по решению расчетных задач.
Вычисления, связанные с понятием количества вещества: связь количества вещества с числом
структурных частиц, с массой, с объёмом.
Решение задач на нахождение массы продукта реакции по массе исходного вещества.
Решение задач на избыток одного из реагирующих веществ. Введение понятий «избыток недостаток».
Решение задач с использованием закона Авогадро. Газовый закон Авогадро и его следствие.
Решение задач на тему «Относительная плотность газа».
Вычисления, связанные с объемными отношениями газов при химических реакциях.
Использование объединенного газового закона для решения задач.
Решение задач о смесях. Количественный состав смесей. Массовая доля вещества в смеси.
Объемная доля вещества в смеси.
Определение химической формулы вещества по данным о его количественном составе.
Решение задач на вывод формулы вещества по массовым долям химических элементов.
Решение задач на нахождение формул по продуктам сгорания веществ: неорганических и
органических.
Количественный состав растворов. Смешивание растворов. Концентрация вещества в растворе.
Растворимость веществ.
Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора»: разные виды
концентраций.
Вычисления по уравнениям химических реакций. Решение задач на нахождение массы
продукта реакции, если одно из реагирующих веществ содержит примеси.
Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в водных растворах.
Вычисления по уравнениям реакций с учетом практического выхода продукта.
Вычисления по термохимическим уравнениям.
Вычисления по уравнениям последовательных реакций.
Вычисления по уравнениям параллельных реакций.

Вычисления количественного состава газовых смесей, если в них протекают химические
реакции.
Качественные задачи. Основы аналитической химии.
Решение комбинированных задач. Решение олимпиадных задач.

Планируемые результаты:
Метапредметные:
1) развитие интеллекта учащегося, его логического, образного теоретического,
эмпирического и других форм мышления;
2) формирование и развитие у учащихся умения самостоятельно работать со
справочной и учебной литературой, собственными конспектами, иными
источниками информации;
3) умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Предметные:
1) при помощи решения расчетных задач закрепить, систематизировать и
углубить знания, учащихся о фундаментальных законах органической и общей
химии;
2) применять химические знания на практике, обладать химическими умениями и
навыками.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению.
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет химии.
Информационное обеспечение: наличие в кабинете учебных пособий и
справочников, доступ к сети интернет.
Кадровое обеспечение: программу реализует учитель химии высшей
квалификационной категории.
Список литературы:
1. Волцит П.М.: Нескучная химия с веселыми задачами и неожиданными
решениями М., Белый город 2019
2. Габриелян, Остроумов, Решетов: Задачи по химии и способы их решения.
8-9 классы. М., Дрофа, 2020
3. Зубович Е.: Химия. Решение задач повышенной сложности: Справочное
пособие. М., Интерпрессервис, 2004

4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. /2500 задач по химии с решениями для
поступающих в вузы. М.: Просвещение, 2007. 640 с.
5. Кузьменко Н.Е., Теренин В.И. и др. /Вступительные экзамены и олимпиады по химии. Опыт МГУ. М.: Просвещение, 2014. 624 с.
6. Николаенко В.К. /Сборник задач по химии повышенной трудности. М.:
Рост, Мирос, 1996. 192 с.
7. Протасов П.Н., Цитович И. К.: Методика решения расчетных задач по
химии. Книга для учителя. М., Просвещение 1983
8. Химия. Алгоритмы решения задач и тесты 3-е изд., испр. и доп. Учебное
пособие М., Юрайт, 2017
9. Хомченко И.: Общая химия. Сборник задач и упражнений. Учебное
пособие. М., Новая волна, 2011
10. Шипуло Е. В.: Новейший справочник школьника. Решение задач по
химии М., АСТ, 2015



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.