Приложение № 3 к ООП СОО,
утвержденной приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 28.08.2023 №138
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Научная лаборатория. Физическое
исследование»
10-11 классы
2023-2024 учебный год
Направленность: естественнонаучное
Актуальность.
Программа курса во внеурочной деятельности по физике для учащихся 9
класса рассчитана на 34 часа. Разработана на основе Программы для
общеобразовательных школ по физике А.В. Перышкина (М.Дрофа 20010г.)
базовый уровень. В процессе выполнения программы работы используются
приемы парной, групповой и самостоятельной деятельности для осуществления
элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с дополнительной
литературой и выделять главное и применять полученные знания и умения в
практической деятельности.
Программа курса не дублирует общеобразовательную программу по
физике, а лишь опирается на практические умения и навыки, приобретенные на
уроках. Программа позволяет обобщить теоретические знания учащихся за 7-9
классы, расширить и углубить теоретические знания, подготовиться к
дальнейшему обучению в средней школе. На занятиях используется личностноориентированный подход, методы активного обучения, такие как эвристическая
беседа, разрешение проблемной ситуации, экспериментальное моделирование,
метод проектов, индивидуальная работа.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, проявляющий
повышенный интерес к физике и собирающихся продолжить образование в
учебных заведениях естественнонаучного профиля.
Решение расчётных задач и проведение различных экспериментов
является важным элементом изучения курса физики, поскольку позволяет лучше
усвоить и систематизировать теоретический материал, учит мыслить логически.
Умение решать задачи по физике является основным критерием усвоения
предмета, способствует подготовке учащихся и знакомству с проблемами
охраны окружающей среды, расширяет кругозор учащихся, позволяет
установить связь с другими науками, воспитывает самостоятельность.
Отличительные особенности – решение качественных, количественных
и практических задач по физике различного уровня сложности.
Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся 9 классов,
интересующиеся решением физических задач. Набирается разновозрастная
группа от 7 до 15 человек, 14-16 лет
Режим занятий: один раз в неделю.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Объем развивающей программы – 34 ч
Срок освоения развивающей программы – 1 год.
Уровневость: повышенный уровень
Формы обучений: групповая
Виды занятий - семинар, практическое занятие, лабораторные работы,
физическое экспериментирование
Формы подведения результатов: тестирование
Цель: формирование физической картины мира через углубление и
систематизацию знания обучающихся по физике, которое способствует
профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Повысить мотивацию к изучению предмета «Физика»;
2. Повторить и систематизировать знаний учащихся;
3. Представить и отработать с учащимися общие алгоритмы решения
задач;
4. Представить и отработать методы решения задач повышенной
сложности;
5. Развить навыки экспериментальной деятельности учащихся;
6. Формировать аналитическое мышление, развивать кругозор , умение
преодолевать трудности при решении более сложных физических задач;
7. Формировать использование терминологии физики;
8. Овладеть рациональными приемами работы и навыками самоконтроля;
9. Осуществить работу с дополнительной литературы;
10. Провести тестирование промежуточных и итоговых результатов
Учебно-тематический план
п/п
Название раздела
1
Повторение курса физика 7-8
класса.
Механика
Колебания и волны
Строение атома и атомного
ядра
2
3
4
5
Тестирование
Количество часов
Всего Теория Практика
9
1
8
Форма аттестации
Формы
аттестации/контрол
я
Тестирование
10
8
3
2
1
1
8
7
2
Тестирование
Тестирование
Тестирование
2
-
2
Тестирование
Содержание общеразвивающей программы (1ч в неделю/ 34 ч)
Раздел 1. Повторение курса физика 7-8 класса.
Теория: Тепловые, электрические, световые явления – сравнительные
таблицы, физические величины и их физический смысл.
Практика: Решение задач повышенной сложности. Лабораторный
практикум: измерение и запись физических величин, погрешность.
Раздел 2. Механика
Теория: Основные понятия механики – сравнительная таблица. Вектора,
векторная математика в физике.
Практика: Решение задач повышенной сложности при криволинейном
движении тел и на относительное движение тел.
Построение/чтение графиков сложного движения.
Лабораторный практикум: изучение равномерного и равноускоренного
движения, исследование сил упругости, трения, вычисление работы.
Раздел 3. Колебания и волны
Теория: Сравнительная характеристика волн. Решение задач повышенной
сложности по теме «Звук».
Практика: Решение задач повышенной сложности по теме
«Электромагнитные колебания»
Лабораторный практикум: исследование периода и частоты свободных
колебаний математического и пружинного маятников.
Раздел 3. Строение атома и атомного ядра
Теория: Сравнительная характеристика элементарных частиц.
Экспериментальные методы исследования частиц.
Практика: Решение задач повышенной сложности по теме «Ядерные
реакции».
Ожидаемые результаты:
Курс даст возможность накопить опыт для решения задач повышенной
сложности, научит свободно ориентироваться, объяснять физические законы,
явления, высказывать свою точку зрения при решении задач как практического
(физическое экспериментирование) так и теоретической направленности.
Личностные результаты:
● Сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
● Убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам
науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
● Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
● Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
● Мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно ориентированного подхода;
● Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю,
авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
●
●
Метапредметные результаты:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации
учебной
деятельности,
постановки
целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности;
Понимание различий между моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах
гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
●
●
●
●
●
●
●
●
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей
процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
понимание физических терминов, важнейших физических явлений
окружающего мира и понимание смысла физических законов,
раскрывающих связь изученных явлений (электромагнитная
индукция, радиоактивность); понимание смысла основных законов
динамики и умение применять их на практике; роли учёных нашей
страны в развитии современной физики и влияние на технический и
социальный прогресс; • формирование убеждения в закономерной
связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного
знания, высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
умение проводить наблюдения физических явлений; измерять
физические величины: расстояние, время, сила; пользоваться СИ и
переводить единицы измерения физических величин в кратные и
дольные единицы;
пользоваться методами научного исследования явлений природы,
планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими
величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы,
оценивать границы погрешностей результатов измерений; умения
применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний; и в
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
●
владение экспериментальными методами исследования при
определении цены деления прибора и погрешности измерения; в
процессе самостоятельного изучения ускорения от силы и массы;
удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения
от силы нормального давления, знаниями о природе важнейших
физических явлений окружающего мира и понимание;
информации.
Практические навыки
Обучающиеся научатся:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов; анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента;
- собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт
и формулировать выводы;
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- проводить прямые измерения физических величин; при этом
выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие
методы оценки погрешностей измерений.
- Проводить исследование зависимостей физических величин;
конструировать установку, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать
выводы результатов исследования;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера,
узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
- понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной
жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.
Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение - отдельное помещение, где
может заниматься одновременно до 15 человек; компьютер, физическое
лабораторное оборудование для проведение экспериментов.
- информационное обеспечение – Интернет ресурсы.
- кадровое обеспечение – руководитель кружка должен иметь опыт в
решении разноуровневых задач по физике, лаборант для проведения
практических экспериментов и лабораторных работ.
- методические материалы – сравнительные таблицы, алгоритмы
решения задач.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
- тестирование
Работа состоит из 25 заданий: заданий базового уровня сложности 16,
повышенного — 6, высокого — 3.
Список литературы
1. Учебник «Физика 9 класс» / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. М : Дрофа,
2009.
2. Дидактические материалы, 9 класс / Е. А. Марон, А. Е. Марон. М. :
Просвещение, 2010.
3. Сборник тестов ГИА, физика, тренировочные задания. / Н. И. Зорин. М. :
Издательство «Эксмо», 2010.
4. ФИПИ, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в
новой форме. Физика. / Н. С. Пурышева и др. М. : Издательство
«Интеллект-центр». 2010.
5. УМК Тесты по физике к учебнику «Физика 9 класс» / О. И. Громцева. М. :
Издательство «Экзамен», 2010.
6. УМК Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику
«Физика. 9 класс» / О. И. Громцева. М. : издательство «Экзамен», 2010.
7. Физика. Контрольные работы в новом формате. 9 класс / И.В. Годова, - М :
«Интеллект-Центр», 2011.
8. Сборник задач по физике для 7-9 классов / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова.
М. : Просвещение, 2008 .
9. Контрольные работы по физике для 7-9 классов / Е. А. Марон, А. Е. Марон.
М. : Просвещение, 2007.
10.Сборник качественных задач по физике для 7-9 классов / Е. А. Марон, А.
Е. Марон. М. : Просвещение, 2006.
Список интернет ресурсов
1. http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics - Федеральные тесты по
механике. Тесты по кинематике, динамике и статике. Каждый тест состоит из 40
вопросов. Предусмотрены три режима работы с ними: ознакомление,
самоконтроль и обучение.
2. http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ - Активная физика: программное
обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о
разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и
навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в
различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций,
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных
фрагментов.
http://archive.1september.ru/fiz/ - Газета “1 сентября”: материалы по физике.
Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.
http://www.gomulina.orc.ru/ - Физика и астрономия: виртуальный методический
кабинет. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии.
Информационные материалы. Методика преподавания.
http://www.edu.delfa.net/ - Учителю физики. Программы и учебники, документы,
стандарты, требования к выпускнику школы, материалы к экзаменам, билеты
выпускного экзамена, рекомендации по проведению экзаменов, материалы к
уроку.
http://physics.nad.ru/ - Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и
визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.
http://kiv.sovtest.ru/ - Электронный учебник по физике 7_ 9 кл. По некоторым
разделам имеются дифференцированные задачи, лабораторные работы.
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов. Каталог электронных образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.