Основы проектной деятельности. Рабочая программа 8 класс

Программа составлена в соответствии: с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО); с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностными, метапредметными, предметными); с основными
идеями и положениями программы развития и формирования универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования. В них соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, учитываются межпредметные связи.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими
нормативными документами:
 п.2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного

общего образования;
 авторской программой курса «Основы проектно-исследовательской

деятельности» для основной школы (5-9 классы) Бурдакова О.П. и
соответствует ФГОС ООО.
Учебный план МАОУ СОШ № 72 предусматривает обязательное
изучение предмета «Основы проектной деятельности» на этапе основного
общего образования в объеме 35 часов в 8 классе. Форма организации: занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Рабочая программа «Основы проектной деятельности» составлена в целях
реализации требований ФГОС основного общего образования к достижению
метапредметных результатов.
Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий,
реализации и презентации проектов в классе, на школьной и районной
конференции ученических исследовательских и проектных работ.

Обеспечение выполнения требований ФГОС предусматривает решение
множества задач. Часть из них может решаться через организацию проектной
деятельности обучающихся. Решаются такие задачи, как:
•
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное,
личностное
и
интеллектуальное
развитие,
самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную
успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление
здоровья;
•
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
целевых
установок,
знаний,
умений,
навыков,
компетенций
и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
•
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности;
•
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся
как части образовательной программы и соответствующему усилению
воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного
психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося,
формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях,
но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию
необходимых условий для её самореализации;
•
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
•
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе
одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, их профессиональных склонностей, в том числе социальной
практики;
•
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического
творчества,
проектной
и
учебно-исследовательской
деятельности;
•
участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
•
включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
•
социальное
и
учебно-исследовательское
проектирование,
профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов,

психологов,
социальных
педагогов,
сотрудничестве
с
базовыми
предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы.
Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для
работы с детьми 8-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения
полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и
обогащая его.
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие
в ней всех обучающихся. Курс «Основы проектной деятельности» построен на
основе системы заданий для организации образовательного процесса на
деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных
умений минимального уровня сложности. Начальное обучение
проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего
развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных
занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися
и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей
обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы. Современные развивающие программы
включают проектную деятельность в содержание различных курсов и
внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся
(проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной,
информационной) для решения конкретных практических задач с
использованием проектного метода; развитие личностных качеств
обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей
(комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и
ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи курса «Основы проектной деятельности»
1. Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения

школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика.
2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности
в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с
действиями партнеров по совместной деятельности; - способности
доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование
социально адекватных способов поведения.
З. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности
и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и
совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование
умения самостоятельно и совместно принимать решения, добиваться
поставленной цели.
4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи;
умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
Рабочая программа составлена для обучающихся
общеобразовательных классов, а так же для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), которым рекомендовано обучение по
адаптированной основной общеобразовательной программе основного
общего образования обучающихся с ЗПР. Особенности обучения детей с
ОВЗ (ЗПР) происходит за счет применения специальных методик,
подходов, а также за счет постоянной психолого- педагогической помощи.
Уроки призваны решать задачи обучения, определённые
государственной программой, и задачи воспитания личности
подрастающего поколения в неразрывном единстве.
Воспитывающий аспект уроков предусматривает использование
содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации
познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления
формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических,
патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он
направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим
ценностям, высокого чувства гражданского долга через понимание
уникальности родного языка, осмысление поэтических и прозаических
текстов, через эмоциональное восприятие произведений искусства, через
приобщение к национальным традициям и обычаям своего народа

Общая характеристика предмета
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС
основного общего образования стало внедрение в образовательный процесс
средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою
личность. Критерием успешности ученика становится не столько
результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение
человека к возможностям собственного познания и преобразования природы,
истории, самого себя. Важную роль в достижении
успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного
замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных
возможностей.
Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение
наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности
обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке
и реализации собственных, индивидуальных проектов.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное
становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик,
работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования,
сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной
деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки
портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов
деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей
(информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не
только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет
приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в
разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения на
одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую
решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя
проектный метод обучения обучающиеся постигают всю технологию решения
задач - от постановки проблемы до представления результата.
Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для
внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые
обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по
уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к
процессу деятельности и её результатам.

Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль
знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся
средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными
образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что
позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных
носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут
быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные
люди, а также другие дети.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования уточняют и конкретизируют
общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как
с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с
позиции оценки достижения этих результатов.
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний,
опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат
выражается в понимании учениками сути проектной деятельности, умении
поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение
обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и
самообразованию. Результат проявляется в активном использовании
обучающимися метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем)
проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и
оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение обучающимися
самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в
реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по
самостоятельно выбранному направлению.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на
основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом.
Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на
индивидуальной работе обучающихся, контроль за достижением планируемых
результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в
процессе презентаций, представления обучающимися результатов групповой

работы.
Личностные результаты:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

•

формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
• принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно- оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
• бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
• сформированность
экологического
мышления,
понимания
влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологии (далее ИКТ- компетенции);
•
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
•
умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей;
•
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы «Основы проектной
деятельности» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать
успешное обучение на следующей ступени общего образования, Ученик,
освоивший курс «Основы проектной деятельности» , должен освоить

начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки
проблемы до создания портфолио проекта.
Предметные результаты
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной
программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в
отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник
научится». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного
материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально
достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как
задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания
повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в
отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную
систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться
…». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и
способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся
в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового
контроля.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в
отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник
научится». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного
материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально
достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как
задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания
повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в
отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную
систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться
…». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и
способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся
в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового
контроля.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
 - понятие проекта;
 - типы проектов;
 - понятие презентации, ее назначение и области использования;
 - основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация);
 - этапы выполнения различных проектов;

 - этапы работы над презентацией;
 - способы представления информации;
 - способы создания презентации;
 - структуру окна программы создания презентации;
 - назначение и основные функции инструментов программы создания

презентации;
 - способы демонстрации презентации;
 - методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;
 - критерии оценки проекта.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
 - анализировать ситуацию;
 - определять проблему и вытекающие из неё задачи;
 - уметь ориентироваться в информационном пространстве;
 - отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который
требует наглядного представления;
 - использовать различные источники информации, методы исследования и
обработки полученной информации (конспектирование, реферирование,
сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.);
 - выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;
 - ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности;
 - сопоставлять цель и действия по её достижению;
 - владеть различными способами познавательной деятельности;
 - генерировать идеи и методы решения задач;
 - организовывать рабочее место и трудовой процесс;
 - рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;
 - находить рациональные приемы работы;
 - планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
 - составлять план - график работ;
 - моделировать варианты ожидаемых результатов;
 - применять различные методы исследования;
 - выбирать информацию для представления;
 - выбирать соответствующую форму представления данного материала в
презентации;
 - выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн;
 - оформлять результаты проектной деятельности;
 - оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами;
 - осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию,
демонстрировать презентацию различными способами;
 - проводить рефлексию.

Личностные результаты
Будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности
внеучебной деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации
на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
 различать способ и результат действия.
 Ученик получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные результаты
Ученик научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в
открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;






осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно- следственных связей.

Коммуникативные результаты
Ученик научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и

дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание курса 8 класс
Введение — знакомство с содержанием проекта (1 час).
Проект - это образ будущего продукта; работа, направленная на решение
конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата..
Явление и понятие научного исследования. Организация проектной и
исследовательской работы. Культура оформления проектной,
исследовательской работы.
Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией,
терминологией, со способами оформления проектной деятельности.
Исследование и проект.
Типология проектов. Виды исследовательских работ. Цели, задачи
проектирования в современном мире, проблемы. Примеры проектов и
исследовательских работ.
Тема «Виды проектов» (2 часа)
Проект. Определение проблемы исследования, выявление его
актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета
исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач
исследования. Определение теоретических основ исследования, его научнопрактической значимости.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По
количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По
содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные
исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые
(занятия в форме игры); творческие проекты; практико - ориентированные
(практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов,
исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы
учащихся, но только как способов достижения результата проекта
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты;
прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские
проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры
проектов.
Тема «Этапы работы над проектом» (17 часов)
Проект. Определение проблемы исследования, выявление его
актуальности. Формулировка темы целей проекта, определение объекта и
предмета исследования, источников информации, планирование способов

сбора и анализа информации; планирование итогового продукта. Выдвижение
гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение
теоретических основ исследования, его научно- практической значимости.
Выбор методов и методики проведения исследования.
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты;
прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские
проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры
проектов.
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Тема «Оформление проекта» (6 часов)
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта,
представление отчета в виде пояснительной записки, оформление портфолио
(титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание,
методы работы форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации
(рисунки), компьютерная презентация).
Оформление паспорта проекта. Краткое сущностное содержание проекта с
исходными личностными данными (для размещения в портфолио)
Структура содержания исследовательской и проектной работы: титульный
лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список
литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы:
формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски
и примечания, приложения.
Тема «Представление результата проектно-исследовательской
работы» (5 часов)
Публичная защита результатов проектной деятельности. Тезисы, продукт
проекта, психологический настрой.
Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (2 часа)
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула
успешной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Сильные и
слабые стороны работы над проектом.
Тема «Повторение» (1 час)

Тематическое планированием с определением основных учебных действий 8 класс
Тема
Цели изучения куса
«Индивидуальный проект». Понятие
проектной деятельности.
Проект. Виды проектов.

Типы проектов.

Этапы работы над проектом.

Кол-во
часов

Основные виды деятельности

Раздел «Введение»
Аналитическая деятельность:

понятие проекта

цели и задачи проектирования.
Тема «Виды проектов» (2 ч аса)
1
Аналитическая деятельность:
1

понятие проекта

виды проектов

типы проектов

Исследовательская работа, виды исследовательских работ

Реферат, доклад
Практическая деятельность:

Знакомство с готовыми проектами

Определение вида и типа проекта
Тема «Этапы работы над проектом» (17 часа)
3
Аналитическая деятельность:
 Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор
рабочей группы
 Противоречия Проблемная ситуация
 Гипотеза. Выдвижение гипотезы
 Вопросы. Типы вопросов. Технология постановки вопросов
 Задачи проекта. Разбиение задач на шаги.
Практическая деятельность:
 Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости
дополнительную информацию
 Составления плана работы над проектом
1

18

Тема

Кол-во
часов
3

Планирование

Практическая работа.

3

Реализация проекта.

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:
 Информация.
 Определение источников необходимой информации.
 Определение способов сбора и анализа информации.
 Определение способа представления результатов (формы проекта)
 Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
 Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
 Ознакомление с формой плана-графика выполнения проекта
Практическая деятельность:

Формируют задачи проекта.

Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Заполнение формы плана-графика выполнения проекта
Аналитическая деятельность:
 Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы,
наблюдения, эксперименты и т.п.)
 Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе
выполнения проекта.
 Выбор оптимального варианта хода проекта.




Определение способа сбора и анализа информации.
Методы исследования
Наблюдения. Измерения. Эксперимент.

 Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Практическая деятельность:
 Поиск, сбор и обобщение информации
 Поэтапно выполняют задачи проекта
 Опрос. Виды опроса. Технология проведения опроса.
 Анкета. Технология составления и проведения анкетирования
19

Тема

Кол-во
часов
2

Определение способа представления
результата.

2

Представление проекта.

2

Критерии оценки результата проекта.

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:
 Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных
результатов (письменный отчет- пояснительная записка).
 Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и
причин этого
 Анализ и обобщение информации.
Практическая деятельность:
 Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
 Изготовление и оформление продукта
 Оформление отчета проекта.
Аналитическая деятельность:
 Развитие презентационных умений и навыков: навыки монологической речи, умение
держаться во время выступления, артистические умения, умение использовать
средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные
вопросы
 Формирование коммуникативных умений: умение вести дискуссию, умение
отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс. Уметь составить
конспект выступления.
Практическая деятельность:
 Подготовка выступления
 Создание презентации к выступлению для представления проекта
Аналитическая деятельность:

Ознакомление с критериями оценивания проекта

Анализ работы над проектом в соответствии с критериями
Практическая деятельность:
 Составление и заполнение паспорта проекта
 Получение рецензии на проект
 Представление плана-графика выполнения работы

20

Тема

Кол-во
часов
2

Защита проекта.

1
Паспорт проекта.

2

Требования к оформлению проекта.

Основные виды деятельности

Аналитическая деятельность:
 Формирование коммуникативных навыков, умений публичных выступлений.
 Выступление на мини-конференции, защита работы, ответы на вопросы оппонентов
 Формирование аналитических навыков (анализ, самоанализ, оценка, критерии оценки)
Практическая деятельность:
 Представления проекта в соответствии с требованиями (выступление, портфолио,
презентация, ответы на вопросы)
 Самоанализ работы над проектом, рефлексия
Тема «Оформление проекта» (6 часа)
Аналитическая деятельность:
 Умение кратко изложить содержание работы (проекта), с сообщением темы,
цели, задач и т.д.
 Знакомство с формой паспорта проекта
Практическая деятельность:

Заполнение формы паспорта проекта
Аналитическая деятельность:
 Структура проекта. Пояснительная записка. Портфолио проекта
 Библиографическое описание книги.
 Виды справочной литературы
 Тезисы, литературный обзор
 Язык, стиль и структурная особенность текста исследовательской работы
 Параметры страницы
 Оформление титульного листа
 Работа со списками стилей, нумерация страниц
 Автоматическое оглавление
 Составление библиографического списка
 Оформление приложений
Практическая деятельность:
 Оформление портфолио, письменного отчета (пояснительной записки).
21

Тема

Кол-во
часов
1

Оформление портфолио проекта.

1

Подготовка презентации. Требования к
презентации.

1
Оформление презентации

Практическая работа.

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:

Иметь понятие что такое портфолио.

Основные требования к оформлению портфолио проекта, письменного отчета
Практическая деятельность:

Оформление портфолио, письменного отчета (пояснительной записки).

Использование программного обеспечения для оформления портфолио
Аналитическая деятельность:
 Титульная страница – первый слайд презентации, на котором указывается
название работы и основные сведения об авторе исследовательской работы.
 Содержание представлено в виде плана презентации, в котором выражены
основные вопросы, затрагиваемые в ходе исследования (цель, актуальность,
задачи и др.).
 Основная часть презентации состоит из нескольких слайдов, на каждом из
которых присутствует заголовок и краткая информация по вопросу. Для
качественного восприятия информации необходимо представить основную
идею в виде тезиса, привести 1-2 аргумента по теме и оформить краткий
вывод.
 Заключение – слайд, на котором четко и кратко перечислены основные
выводы по проведенному исследованию.
 Список литературы (источники)
 Оформление презентации (сочетание фона, шрифта, графической
информации и т.д)
Практическая деятельность:
 Краткая формулировка информации для презентации
 Подбор графической информации
 Оформление презентации
Аналитическая деятельность:

Основные требования к оформлению презентации проекта
Практическая деятельность:

Оформление презентации
22

Основные виды деятельности
Кол-во
часов
Тема «Представление результатов проектно-исследовательской работы» (5 часа)
2
Подготовка проекта к защите.
Аналитическая деятельность:
4
 строят логическую цепь рассуждений
 учатся устанавливать причинно-следственные связи
 соотносят между собой этапы проектирования;
 Подготовка к выступлению по теме исследования. Особенности речи. Дыхание
и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы
Практическая деятельность:
 слушают и вступают в диалог; строят логическую цепь рассуждений.
 Построение ответа на вопросы
Защита проекта
 Подготовка к выступлению по теме исследования. Структура доклада. Вступление
и заключение
 Защита выполненных проектов. Публичное выступление
 Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами темы, владение монологической и диалогической
формами речи
 Умение слушать защиту одноклассников, внимательное изучение работ,
фиксация оценки по критериям, самооценка, самообразование
Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (2 часа)
1
Аналитическая деятельность:
 учатся оценивать адекватно себя и сверстников
 учатся полно выражать свои мысли;
 учатся разрешать конфликты
Анализ результатов. Рефлексия.
Практическая деятельность:
Тема






Применять полученные знания.
Работа над ошибками.
Анализ организации работы над проектом;
самоконтроль и анализ собственного движения в проекте

23

Тема

Кол-во
часов
1

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:



Умения применять полученные знания в своей деятельности и в осуществлении своего
проекта

Практическая деятельность:

Перспективы проекта



использовать в продвижении своего продукта свои способности и возможности.
Применять в жизни полученные умения
Анализ использования проекта, в какой либо области



Тема «Повторение» (1часа)
Повторение. Основные понятия курса.

1

24



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.