Приложение 22. Физическая культура

Приложение №22
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора МАОУ СОШ №72
от 30.08.2019 №41

Рабочая программа по учебному предмету
«Физическая культура»
уровень основного общего образования
срок освоения 5 лет

г. Лесной
2019 г.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Физическая культура»
Планируемые предметные результаты:
Выпускник научится:

 рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать
основные направления и формы ее организации в современном обществе;

 характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным
физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

 раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими
упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений,
развития физических качеств;

 разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и
формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

 руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы
одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

 руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими
упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

 составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать
индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

 классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и
дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

 самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять
ошибки и своевременно устранять их;

 тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами,
контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

 выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его
работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

 выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);






выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);

выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в
процессе прохождения тренировочных дистанций; выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;

 выполнять основные технические действия самбо;
 выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, баскетбол и лапту в условиях учебной и игровой
деятельности;

 выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:

 характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского
движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

 характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу
российскому спорту;

 определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь
между развитием физических качеств и основных систем организма;

 вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с
физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития
и физической подготовленности;

 проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и
туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
 проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
 выполнять комплексы упражнений адаптивной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в
показателях здоровья;

 преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
 осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

 выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
 выполнять технические и тактические действия самбо в учебной схватке;
 проплывать учебную дистанцию вольным стилем.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и
олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в современном
обществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требования техники безопасности и бережного отношения к
природе.
Современное представление о физической культуре (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая
подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по
развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Основы биомеханики гимнастических упражнений и
упражнений Самбо. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Прикладные аспекты Самбо. Возможности системы Самбо
как основы самозащиты, выживания в современном мегаполисе, подготовка к службе в Российской армии и силовых структурах. Спорт и
спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Физическая культура человека. Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и наблюдение
за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах
во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной
функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,
физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное проведение занятий
спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий.
Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (с
помощью простейших функциональных проб).

Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой. Комплексы упражнений современных
оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие
основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (при нарушении опорно-двигательного
аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, при близорукости).
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Подвижные игры, подводящие к спортивным играм.
Разучивание правил подводящих к спортивным подвижных игр, их судейство. Отличие спортивных игр от подвижных.
Игры: пионербол, залетный мяч, одиннадцать с элементами волейбола, снайперы, мяч ловцу, тридцать три, классики, стритбол, три
банки, пенальти, квадрат. Игры футбол, волейбол, баскетбол, лапта по упрощенным правилам.
Спортивные игры
Волейбол
Передачи мяча: верхняя нижняя; на месте, после перемещения; лицом и спиной к партнеру, без ограничений, через сетку, с
ограничениями в пространстве. Подачи мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. Освоение тактических действий.
Индивидуальная, групповая и командная тактика. Эстафеты, учебные игры, спортивные игры.
Баскетбол.
Перемещения, остановки, стойки игрока, повороты. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой, на месте и в движении, в парах,
кругах, в колонне, с отскоком от пола; в простых и усложненных условиях; без сопротивления и с сопротивлением защитника. Ведение
мяча на месте, в движении, по прямой с изменением скорости, высоты отскока и направления, по зрительному и слуховому сигналу; в
простых и усложненных условиях; без сопротивления и с сопротивлением напарника. Броски одной рукой, на месте, в движении, от
груди, от плеча; бросок после ловли и после ведения мяча, бросок мяча в простых и усложненных условиях, без сопротивления и с
сопротивлением защитника. Нападение. Атака корзины. Защита. Игровые взаимодействия на одно и два кольца. Игра по упрощенным
правилам баскетбола. Учебные игры на одно и два кольца. Эстафеты с передачами, ведениями, бросками мяча.
Гимнастика с элементами акробатики
Гимнастика.
Спортивная гимнастика с элементами акробатики; акробатические комбинации из шести элементов, включающие длинный
кувырок вперёд через препятствие, переворот боком и акробатические элементы. Опорные прыжки юноши: прыжок ноги врозь через коня

(в длину); девушки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину), девушки: с косого разбега
махом одной, толчком другой прыжок углом через коня. Из виса подъем переворотом в упор силой, из виса подъем силой в упор, вис,
согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь.
Подъем переворотом, из упора согнувшись на руках подъем разгибом в сед ноги врозь, соскок махом назад. Лазанье по канату с
помощью (без помощи) ног. Подтягивания из виса на высокой (низкой) перекладине. Упражнения в висах и упорах, с гантелями,
набивными мячами. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических
снарядах. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и оборудования.
Легкая атлетика
Совершенствование техники спортивной ходьбы. Совершенствование техники бега на спринтерских дистанциях (30, 60, 100 м) с
учётом времени. Совершенствование техники «выбегания» из различных стартовых положений и стартового разгона; пробегания
спринтерской дистанции (стартовый разгон, удержание скорости, финиширование); эстафетного бега в условиях приближенным к
соревновательным (приём - передача эстафетной палочки; вбегание и выбегание из «коридора»). Совершенствование техники барьерного
бега (на время); преодоления вертикальных препятствий различной высоты. Совершенствование техники бега на стаерских дистанциях
(до 5000 м) с учётом времени. Отработка тактических приёмов бега на средние и длинные дистанции. Совершенствование техники
прыжка в длину с места и разбега (на результат); прыжка в высоту с разбега. Совершенствование техники метания снаряда (на результат).
Полоса препятствий включающая преодоление различных препятствий и закрепление полученных легкоатлетических навыков.
Игры-задания с использованием элементов спортивных игр: баскетбол, футбол и гандбол.
Лыжная подготовка
Передвижение на лыжах по учебной лыжне (лыжной трассе, по равнинной и пересеченной местности). Имитационные упражнения,
выполняющиеся без приспособлений; с приспособлениями. Скользящий шаг. Передвижение на лыжах классическим ходом:
(попеременными ходами – двушажным и четырёхшажным; одновременными ходами – бесшажным, одношажным и двухшажным).
Передвижение на лыжах коньковым ходом: одновременный полуконьковый ход; коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без
махов); одновременный одношажный коньковый ход, попеременный двухшажный коньковый ход. Упражнения, направленные на
согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов. Спуск со склонов в высокой, средней и
низкой стойках. Преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение «плугом»,
«упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в движении. Спуски, подъемы, торможения. Эстафеты, игры соревнования, спортивные игры, игры – задания.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность.
Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание,
перелезание, ползание; метание малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в
висах и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упражнения,

ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости).
Специальная физическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых
базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, спортивные игры).
Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья на уровне среднего образования
Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией детей ведется с точки зрения индивидуализации
педагогического процесса.
Индивидуальный подход, означает учет особенностей, присущих человеку. Эти особенности касаются пола, возраста,
телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств.
Особенность данного процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка,
создать максимально благоприятные условия для его роста. Результат применения индивидуального подхода на уроках физической
культуры полностью зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.
Физическое совершенствование детей с нарушением состояния здоровья осуществляют с помощью:
общеукрепляющих упражнений, которые применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической
работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения и дыхания: упражнения, корригирующие деформацию
грудной клетки; упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины, живота и верхнего плечевого
пояса; упражнения, вытягивающие позвоночник; упражнения, вырабатывающие правильную осанку; упражнения в равновесии (для
совершенствования координации движений и улучшения осанки); корригирующие упражнения, направленные на восстановление
правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей; стретчинговые и релаксационные упражнения (для
снижения тонуса мышц, создания условий отдыха).
Дыхательных упражнений: статических - дыхание без одновременного движения конечностями и туловищем и динамических одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых
движений с ритмом и глубиной дыхания. Выполняя данные упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть
свободным и спокойным.
Оздоровительно – корригирующих упражнений с использованием подвижных игр малой и умеренной интенсивности и элементов
спортивных игр: баскетбола, футбола, ручного мяча, дартса, бадминтона, тенниса, водного поло, а также аэробики низкой (средней)
интенсивности. Спортивные игры проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической
подготовленностью.
Спортивно-прикладных упражнений и игр: ходьба, бег, лазание, бросание и ловля мяча, ходьба на лыжах, скандинавская ходьба,
оздоровительное плавание, езда на велосипеде. Данные упражнения применяются в зависимости от задач, поставленных на занятиях и
категории обучающихся.

Содержание Программы проходят по среднему уровню сложности выполняемых упражнений (комплексов), сокращением их
длительности и количества повторений.
Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями и задержкой дыхания.
Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
Осуществляется контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления обучающихся, и регулировать её в
процессе занятия.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
Содержание учебного предмета
1
2
3
4
5

6

Подвижные игры подводящие к спортивным
Спортивные игры
Гимнастика с элементами акробатики
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
(при плохих погодных условиях заменяется кроссовой
подготовкой)
Знания о физической культуре
(основную массу теоретического материала обучающиеся
получают во время проведения практических уроков)
Итого:

Количество
часов

Количество контрольных
тестов

30
13
16
24

4
2
6
5

14

3

8

2

105

22

6 класс
№
Содержание учебного предмета
1
2
3
4
5

6

Подвижные игры подводящие к спортивным
Спортивные игры
Гимнастика с элементами акробатики
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
(при плохих погодных условиях заменяется кроссовой
подготовкой)
Знания о физической культуре
(основную массу теоретического материала обучающиеся
получают во время проведения практических уроков)
Итого:

Количество
часов

Количество контрольных
тестов

20
23
16
24

4
2
6
5

14

3

8

2

105

22

7 класс
№

1
2
3
4
5

6

Содержание учебного предмета

Подвижные игры подводящие к спортивным
Спортивные игры
Гимнастика с элементами акробатики
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
(при плохих погодных условиях заменяется кроссовой
подготовкой)
Знания о физической культуре
(основную массу теоретического материала обучающиеся
получают во время проведения практических уроков)
Итого:

Количество
часов

Количество контрольных тестов

10
33
16
24

2
4
6
5

14

3

8

2

105

22

8 класс
№
Содержание учебного предмета
1
2
3
4
5

6

Количество
часов

Количество контрольных
тестов

10
33
16
24

2
4
6
5

14

3

8

2

105

22

Подвижные игры подводящие к спортивным
Спортивные игры
Гимнастика с элементами акробатики
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
(при плохих погодных условиях заменяется кроссовой
подготовкой)
Знания о физической культуре
(основную массу теоретического материала обучающиеся
получают во время проведения практических уроков)
Итого:

9 класс
№
Содержание учебного предмета
1
2
3
4

5

Спортивные игры
Гимнастика с элементами акробатики
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
(при плохих погодных условиях заменяется кроссовой
подготовкой)
Знания о физической культуре
(основную массу теоретического материала обучающиеся
получают во время проведения практических уроков)
Итого:

Количество
часов

Количество контрольных
тестов

43
16
24

6
6
5

14

3

8

2

105

22



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.