Приложение 16. Химия

Приложение №16
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора МАОУ СОШ №72
от 30.08.2019 №41

Рабочая программа по учебному предмету
«Химия»
уровень основного общего образования
срок освоения 2 года

г. Лесной
2019 г.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса химии в основной школе:
Выпускник научится:
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
 раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество,
валентность, используя знаковую систему химии;
 изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических
уравнений;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
 сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
 классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
 описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
 пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
 проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать
правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
 различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при
обращении с кислотами и щелочами.
 Классифицировать многообразие химических реакций
 Изучит свойства металлов, неметаллов и их соединений
Выпускник получит возможность научиться:
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
 осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
 понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств
бытовой химии и др.;
 использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
 развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению
иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.
Выпускник научится:
 классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные
элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
 раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
 описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
 характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых
периодов периодической системы, а также калия и кальция;
 различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
 изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
 выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
 характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей
строения их атомов;
 описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических
элементов и многообразную научную деятельность ученого;
 характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов
Д.И. Менделеева;
 осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и
сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
 описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
 применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств
конкретных веществ;
 развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных
понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций.
Выпускник научится:
 объяснять суть химических процессов;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно - восстановительные реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
 называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
 называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций
обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;
 прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по
формулам / названиям продуктов реакции;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных
классов;
 выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
 готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
 определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
 проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
 приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ.
Выпускник научится:
 определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды,
основания, кислоты, соли;
 составлять формулы веществ по их названиям;

 определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
 составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов,
указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
 объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных
элементами второго и третьего периодов;
 называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
 называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
 приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
 определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;
 составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
 проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
 проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака;
составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств
бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами
учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении
результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств
конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных
понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления
элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой
химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и
дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных
веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о
современных достижениях науки и техники.
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество - оксид - гидроксид - соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы,
формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении
химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового
комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и
строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических
превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, Периодический закон Д.И.
Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ,
описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять
роль и значение химии среди других наук о природе.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«Русский язык», «Физика», «Экология».
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические
явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов.
Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная
атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические
уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода.
Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород –
химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение

водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные
вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде.
Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение
оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства
оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот.
Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура.
Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами
неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные,
горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И.
Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических
элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на
основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о
водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы
кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней
окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и
неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.

Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены:
физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и
химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и
химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические
свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее
соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их
получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II
и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов:
природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная
кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое
загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1.
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
2.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или
продуктов реакции.
3.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Примерные темы практических работ:
1.
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2.
Очистка загрязненной поваренной соли.
3.
Признаки протекания химических реакций.
4.
Получение кислорода и изучение его свойств.
5.
Получение водорода и изучение его свойств.
6.
Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Реакции ионного обмена.
Качественные реакции на ионы в растворе.
Получение аммиака и изучение его свойств.
Получение углекислого газа и изучение его свойств.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
Содержание учебного предмета
Основные понятия химии (уровень
атомно – молекулярных
представлений)
2 Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение атома
3 Строение вещества. Химическая связь
ИТОГО
1

9 класс
№ Содержание учебного предмета

Количество часов
51

7

12
70

1 контрольная работа
4 контрольных работ
6 практических работ

Количество часов

Количество контрольных,
практических и лабораторных работ
2 практические работы,
1 контрольная работа
5 практических работ,
3 контрольных работы

1

Многообразие химических реакций

17

2

Многообразие веществ

44

Первоначальные представления об
органических веществах
ИТОГО
3

Количество контрольных,
практических и лабораторных работ
6 практических работ,
3 контрольных работы

9
70

4 контрольных работ
7 практических работ



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.