Приложение 15. Физика

Приложение №15
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора МАОУ СОШ №72
от 30.08.2019 №41

Рабочая программа по учебному предмету
«Физика»
уровень основного общего образования
срок освоения 3 года

г. Лесной
2019 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Выпускник научится:
1. Соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
2. Понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
3. Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
4. Ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
5. Понимать роль эксперимента в получении научной информации;
6. Проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление,
влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный
способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
7. Проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать
установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;
8. Проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности
измерений;
9. Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
10. Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной
жизни;
11. Использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы,
ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:


осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;








использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов
измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления
Выпускник научится:
1. Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического
движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача
давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную
ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
2.Описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение,
период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая
энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого
механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
3. Анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;

4. Различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
5. Решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и
III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические
величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда,
период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:






использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры
использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов
(закон Гука, Архимеда и др.);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления
Выпускник научится:
1. Распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи
(теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее
при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
2. Описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия,
температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания

топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;
3.Анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении
вещества и закон сохранения энергии;
4.Различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
5. Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
6.Решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество
теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:





использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон
сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых
явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:

1. Распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное),
взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся
заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное
распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
2. Составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные
обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
3. Использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
4. Описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании
верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами.
5. Анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического
заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
6. Приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях.
7. Решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета
электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:






использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об
электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления
Выпускник научится:
1. Распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома.
2. Описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада,
энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической
величины.
3. Анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения
электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
4. Различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра.
5. Приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций,
спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик
ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;





соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать
условия его использования;
понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем,
перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии
Выпускник научится:
1. Указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны,
Солнца и планет относительно звезд.
2. Понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:




указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет;
пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
различать гипотезы о происхождении Солнечной системы
Предметные результаты освоения учебного предмета «Физика»

7 класс
Введение.
Ученик научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; проводить опыт и формулировать выводы;
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 понимать роль ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.
Ученик получит возможность:







осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых
измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов
измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации.

Первоначальные сведения о строении вещества.
Ученик научится:
 анализировать свойства тел, физические явления, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении
вещества;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
 понимать и объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.
 экспериментальным методам исследования при определении размеров малых тел;
 понимать причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел.
Ученик получит возможность:




наблюдать и исследовать физические явления (диффузия, броуновское движение, смачивание и несмачивание), объяснять данные
явления на основе знаний о взаимодействии молекул;
выполнять исследовательские эксперименты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, по изменению агрегатного
состояния вещества и др., анализировать и делать выводы.

Взаимодействия тел.
Ученик научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: равномерное и неравномерное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, инерция,
взаимодействие тел;
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, масса
тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения); при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами, вычислять значение физической величины;
 умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела
равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны;
 владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от
приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального
давления;
 понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
 владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела,
плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с
условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
 умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела
с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
 умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
 понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности
при их использовании.

Ученик получит возможность:





использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон всемирного
тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Ученик научится:
 объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства и условия протекания явлений: передача давления твердыми телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел;
 правильно трактовать физический смысл явлений: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел,
воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы
уменьшения и увеличения давления;
 владению экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий
плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
 пониманию смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
 пониманию принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в
повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании;
 владению способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в
соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики;
 умению использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды,
технике безопасности. Ученик получит возможность;
 проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, опыты по обнаружению атмосферного давления,
изменению атмосферного давления с высотой, анализировать результаты, делать выводы;

 доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

Работа и мощность. Энергия.
Ученик научится:










понимать и объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой;
измерять механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
экспериментальным методам исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
понимать смысл основного физического закона: закон сохранения энергии;
понимать принципы действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и
способов обеспечения безопасности при их использовании.
выполнять расчеты для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД,
кинетической и потенциальной энергии. Ученик получит возможность:
приводить примеры практического использования физических знаний о механической работе, мощности, КПД и др.;
анализировать мощности различных бытовых приборов, проводить исследования мощности технических устройств;
научиться приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов.

8 класс
Тепловые явления.
Ученик научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и
твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные
способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия,
температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о
строении вещества и закон сохранени
жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины
(количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Ученик получит возможность:






использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон
сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых
явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические явления.
Ученик научится:
 описывать изученные свойства тел, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока; при описании правильно трактовать







физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для
участка цепи, закон Джоуля-Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества,
работа тока, мощность тока, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и
проводить расчёты;
проводить прямые измерения физических величин: напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и
использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные
обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

Ученик получит возможность:




использовать знания об электрических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на
основе эмпирически установленных фактов.

Электромагнитные явления.
Ученик научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
дисперсия света;

 понимать и объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника
с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;
 владеть экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи. Ученик
получит возможность:
 приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об
электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической
величины;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов
измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов.
Световые явления.
Ученик научится:
 понимать и объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и
преломление света;
 измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
 владеть экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях
от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
 понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света,
закон прямолинейного распространения света;
 различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую
и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

Ученик получит возможность:


осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;






использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых
измерений;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

9 класс
Законы взаимодействия и движения тел
Ученик научится:
 пониманию и способности описывать и объяснять физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак),
смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
 знаниям и способности давать определения /описания физических понятий: относительность движения (перечислить, в чём
проявляется), геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; первая космическая скорость, реактивное движение; физических
моделей: материальная точка, система отсчёта, физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного
движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное
ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;
 понимать смысл основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения
энергии), применять их на практике и для решения учебных задач;
 приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного
движения; объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
 использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и
др.);
 измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при
равномерном движении по окружности.

Ученик получит возможность:






использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры
использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов
(закон Гука, Архимеда и др.);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике
с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Механические колебания и волны.
Звук.
Ученик научится:
 описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч.
звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
 давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания,
вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний,
собственная частота колебательной системы, высота, тембр, громкость звука, скорость звука; физических моделей: гармонические
колебания, математический маятник;
 владеть экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.
Ученик получит возможность:



сравнивать, анализировать, находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки;
организовывать информацию в виде таблиц и схем.

Электромагнитное поле.
Ученик научится:
 понимать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия
света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;
 давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное
магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны,
электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота
и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
 формулировать, понимать смысл и уметь применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
 понимать назначение, устройство и принцип действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор
переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;
 понимать суть метода спектрального анализа и его возможностей.
Ученик получит возможность:





использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об
электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Строение атома и атомного ядра.
Ученик научится:
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада,
энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы












измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической
величины;
распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения
электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
описывать устройство и уметь объяснять принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона,
пузырьковой камеры, ядерного реактора;
приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций,
спектрального анализа. Ученик получит возможность:
использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем,
перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Строение и эволюция Вселенной.
Ученик научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны,
Солнца и планет относительно звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Ученик получит возможность:



указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет;
пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;



различать гипотезы о происхождении Солнечной системы. .

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент.
Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании
естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система
отсчета.Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение,
время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон
Ньютона и инерция.Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное
падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и
массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести
тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при
использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля.
Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного
давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос).
Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны.
Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении
твердых тел, жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в
природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения
энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и
конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры
кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования
энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины.
Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда.
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества.
Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на
электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия
электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление
проводников. Единицы сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное
соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников
электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное
поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с
током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты
Фарадея.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача
электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние
электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения
света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и
линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и
энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции.
Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние
радиоактивных излучений на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение
Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Примерные темы лабораторных и практических работ
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:
1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных
явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа
работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК.
Проведение прямых измерений физических величин
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела.
4. Измерение объема тела.
5. Измерение силы.
6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
7. Измерение температуры.

8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
9. Измерение силы тока и его регулирование.
10.
Измерение напряжения.
11.
Измерение углов падения и преломления.
12.
Измерение фокусного расстояния линзы.
13.
Измерение радиоактивного фона.
Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)
1. Измерение плотности вещества твердого тела.
2. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Определение жесткости пружины.
4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
5. Определение момента силы.
6. Измерение скорости равномерного движения.
7. Измерение средней скорости движения.
8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
9. Определение работы и мощности.
10.
Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
11.
Определение относительной влажности.
12.
Определение количества теплоты.
13.
Определение удельной теплоемкости.
14.
Измерение работы и мощности электрического тока.
15.
Измерение сопротивления.
16.
Определение оптической силы линзы.
17.
Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от
плотности и массы тела.
18.
Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание
данных явлений
1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.
2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.
3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.

5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
6. Исследование явления электромагнитной индукции.
7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
8. Наблюдение явления дисперсии.
9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.
10.
Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
11.
Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
12.
Исследование зависимости массы от объема.
13.
Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
14.
Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.
15.
Исследование зависимости силы трения от силы давления.
16.
Исследование зависимости деформации пружины от силы.
17.
Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
18.
Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.
19.
Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
20.
Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
21.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между
ними). Проверка гипотез
 Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.
 Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.
 Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать
нельзя (можно).
 Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.
Знакомство с техническими устройствами и их конструирование
 Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
 Конструирование ареометра и испытание его работы.
 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
 Сборка электромагнита и испытание его действия.
 Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
 Конструирование электродвигателя.

 Конструирование модели телескопа.
 Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
 Оценка своего зрения и подбор очков.
 Конструирование простейшего генератора.
 Изучение свойств изображения в линзах.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№

Содержание учебного предмета

1

Введение.

6

Количество контрольных и
лабораторных работ
1 лабораторная работа

2

7

1 лабораторная работа

3

Первоначальные сведения о строении
вещества.
Взаимодействия тел.

40

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

30

5

Работа и мощность. Энергия.

22

4 лабораторных работ
2 контрольных работ
1 лабораторная работа
1 контрольная работа
2 лабораторных работ
1 контрольная работа
9 лабораторных работ
4 контрольных работ

Итого

8 класс
№

Содержание учебного предмета

Количество часов

105

Количество часов

1

Тепловые явления.

28

2

Электрические явления.

30

3

Электромагнитные явления.

5

Количество контрольных и
лабораторных работ
2 лабораторных работ
1 контрольная работа
5 лабораторных работ
1 контрольная работа
1 лабораторная работа

4

Световые явления.

Итого

7

1 лабораторная работа

70

9 лабораторных работ
2 контрольные работы

9 класс
№

Содержание учебного предмета

1

Законы взаимодействия и движения тел.

43

2

Механические колебания и волны. Звук.

18

3

Электромагнитное поле.

22

Количество контрольных и
лабораторных работ
2 лабораторных работ
2 контрольных работ
1 лабораторная работа
1 контрольная работа
1 лабораторная работа

4

Строение атома и атомного ядра.

18

1 лабораторная работа

5

Строение и эволюция Вселенной.

4

Итого

Количество часов

105

5 лабораторных работ
3 контрольных работы



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.