Приложение №4
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора МАОУ СОШ №72
от 30.08.2019 №41
Рабочая программа по учебному предмету
«Родная литература»
уровень основного общего образования
срок освоения 5 лет
г.Лесной
2019 г.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать: воспитание ценностного отношения к
родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к
литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально смысловых типов и жанров.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих
способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная (русская) литература как
культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в
человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на
эстетические чувства обучающихся.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родной язык и родная литература»
направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Урала (тексты уральских писателей и поэтов).
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие
школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных
произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика,
соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в.
Творчество писателей и поэтов Свердловской области.
Содержание программы в 5 классе
Древнерусская литература. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема
мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство
главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные
представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Афанасий Никитин «Хождения за три моря».
Из литературы XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».
Из литературы XIX века. Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность.
Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и
ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия
Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная
проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение
писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота
помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и
олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.
Из литературы XX века. Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов.
Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность.
Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство
ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа
(тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания
образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Писатели войны.
Творчество Свердловской области
Содержание программы 6 класс
Древнерусская литература: Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Из литературы ХIХ века. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы
учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе
«Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Роль семьи в воспитании ребёнка.
Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к
личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...»; А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.
Литература XX века. Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения
в литературе. А.И. Приставкин. Рассказы. Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о
жизни и о себе. Настоящая любовь.
Творчество поэтов Свердловской области. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания. Лирический герой в произведениях.
Содержание программы 7 класс
Древнерусская литература. Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор - богатырь».
Моления Даниила Заточника» - памятник гражданственности, духовности и нравственности. «Повесть о горе-злосчастии». Тема
трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской
моралью. «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы
Из литературы XVIII век. И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях
«Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в
баснях.
Из литературы XIX века. А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина». И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы». А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».
Из литературы XX века. А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ
«Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о
большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
Содержание программы 8 класс
Из литературы XIX века. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система
образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Н.П.Вагнер "Христова детка"или
Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".А. Толстой. Слово о поэте. "Князь
Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного. Теория литературы: лироэпические произведения, их своеобразие и виды
Из литературы XX века. А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы
писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя. Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во
время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. Д. Гранин и
А. Адамович «Блокадная книга».(По выбору). Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие
блокадные дни.
Творчество поэтов Свердловской области области. По выбору. Стихотворения. Бескорыстная любовь к родной земле.
Содержание программы 9 класс.
Из литературы XX века. А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Солженицын А.И. Цикл
«Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Ю.Бондарев.
Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о
них. К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа Великой Отечественной войны. Екимов Б.П.
«Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из
основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки» .Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».
Проблема отсутствия понимания между людьми. Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова» В. Черноречин. Рассказы. Захар
Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении писателя
Творчество писателей и поэтов Урала
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
1
2
3
4
5
6 класс
№
1
3
4
5
Содержание учебного предмета
Количество часов
4
1
5
5
2,5
Количество контрольных работ
1
Всего
17,5 часов
4
Содержание учебного предмета
Количество часов
3
5
7
2,5
Количество контрольных работ
1
1
1
1
17,5 часов
4
Древнерусская литература
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в
Литература XX века
Творчество писателей и поэтов
Свердловской области
Древнерусская литература
Русская литература XIX в
Литература XX века
Творчество писателей и поэтов
Свердловской области
Всего
1
1
1
7 класс
№
1
2
3
4
5
8 класс
№
3
4
5
9 класс
№
4
5
Содержание учебного предмета
Количество часов
2
1
5
7
2
Количество контрольных работ
1
Всего
17,5 часов
4
Содержание учебного предмета
Количество часов
6
6
5
Количество контрольных работ
1
1
1
Всего
17,5 часов
3
Содержание учебного предмета
Количество часов
10
7
Количество контрольных работ
2
2
17,5 часов
4
Древнерусская литература
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в
Литература XX века
Творчество писателей и поэтов
Свердловской области
Русская литература XIX в
Литература XX века
Творчество писателей и поэтов
Свердловской области
Литература XX века
Творчество писателей и поэтов
Свердловской области
Всего
1
1
1