Приложение №3
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора МАОУ СОШ №72
от 30.08.2019 №41
Рабочая программа по учебномупредмету
«Родной язык»
уровень основного общего образования
срок освоения 5лет
г.Лесной
2019 г.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать: воспитание ценностного отношения к
родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к
литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
Предметные результаты:
1. Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
3. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
4. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
5. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
6. Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
7. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
8. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы)
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и
имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории,
языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение
нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и
других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к
использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и
конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты,
богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов
речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в
жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Содержание предмета «Родной язык» в 5 классе
Раздел 1. Язык и культура. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык
в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного
человека. Русский язык – язык русской художественной литературы. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище
материальной и духовной культуры народа. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок
. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие
сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые.
Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в
силу этого определённую стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи . Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Понятие о варианте нормы.
Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы
словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или
Основные
грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен
существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музейквартира);род имен собственных (географических названий);род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён
существительных.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи.
Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и
диалог. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование
как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как
жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план
текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Содержание предмета «Родной язык» в 6 классе
Раздел 1. Язык и культура. Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в
развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Лексические
заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и
мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее
представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи . Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные
различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные). Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи.
Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления антонимов. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения.
Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Варианты грамматической нормы:
литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. Учебно-
научный стиль. Словарная статья, её строение.Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного
ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые
средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и
правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление.
Содержание предмета «Родной язык» в 7 классе
Раздел 1. Язык и культура. Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества.
Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других
языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох,
вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени
устарелости. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи . Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных
причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Основные лексические нормы
современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с
употреблением паронимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки
грамматические ошибки в речи. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚
наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивнодедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение,
доказательство, объяснение. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником.
Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые
и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля
речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Содержание предмета «Родной язык» в 8 классе
Раздел 1. Язык и культура. Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского)
языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Раздел 2. Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные
акцентологические ошибки в современной речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике,
художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности
словоупотребления заимствованных слов. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное
сочетание. Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и
послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных
доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Разговорная речь.
Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на
защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной
дискуссии.
Содержание предмета «Родной язык» в 9 классе
Раздел 1. Язык и культура. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах
языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области
произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической
нормы как художественный приём. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической
сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные
грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Нормы употребления
причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков,
диаграмм, схем для представления информации. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
1
2
3
6 класс
№
1
2
3
7 класс
№
1
2
3
8 класс
№
1
2
3
Содержание учебного предмета
Язык и культура
Культура речи
Речь и текст
Всего
Количество часов
14
10
11
35 часов
Количество контрольных работ
1
1
3
4
Содержание учебного предмета
Язык и культура
Культура речи
Речь и текст
Всего
Количество часов
5
5
7,5
17,5 часов
Количество контрольных работ
0
1
2
3
Содержание учебного предмета
Язык и культура
Культура речи
Речь и текст
Всего
Количество часов
3
6
8,5
17,5 часов
Количество контрольных работ
Содержание учебного предмета
Язык и культура
Культура речи
Речь и текст
Всего
Количество часов
3
6
8,5
17,5 часов
Количество контрольных работ
2
2
4
2
3
5
9 класс
№
1
2
3
Содержание учебного предмета
Язык и культура
Культура речи
Речь и текст
Всего
Количество часов
2
6
9,5
17,5 часов
Количество контрольных работ
2
2
4