Приложение №1
к Программе дополнительного образования,
утвержденной приказом директора
МАОУ СОШ №72 от 28.08.2023 №138
Программа дополнительного образования
«Театральный калейдоскоп»
Возраст обучающихся: 9-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Зырянова Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Лесной 2023
Пояснительная записка
Отличительными особенностями программы театрального кружка является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.
Программа относится к программам художественно - эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству,
фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель: обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития детей, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра, актерской деятельности, развитие творческих способности младших школьников,
их речевой и сценическую культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2.Познакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены.
3.Развивать чувство ритма и координацию движения; речевое дыхание, артикуляцию дикцию.
4. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
5. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
6. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и
ценить красоту.
7. Развить умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 – 12 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Формы и методы работы: групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины,
беседы, экскурсии в театр, спектакли и праздники.
Программа рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Специфичность программы проявляется:
в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид
искусства;
в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы;
в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои
творческие способности.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного
к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности,
прочности, наглядности.
Планируемые результаты
Личностные:
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление;
прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений;
художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную-
задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на от-
дельных этапах работы над пьесой;
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуж-
и синтеза при чтении и просмотре ви- дение, проявлять инициативу и активность
деозаписей, проводить сравнение и
анализ поведения героя;
работать в группе, учитывать мнения партнё-
ров, отличные от собственных;
осуществлять контроль, коррек-
понимать и применять полу-
обращаться за помощью;
цию и оценку результатов своей деятель-
ченную информацию при выполнении
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
индивидуальные
слушать собеседника;
ха/неуспеха, осваивать с помощью учи-
творческие способности при сочине-
договариваться о распределении функций и
теля позитивные установки типа: «У ме-
нии рассказов, сказок, этюдов, подбо- ролей в совместной деятельности, приходить к об-
ня всё получится», «Я ещё многое смо-
ре простейших рифм, чтении по ро- щему решению;
гу».
лям и инсценировании.
ности;
заданий;
анализировать
причины
успе-
проявлять
формулировать собственное мнение и пози-
цию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.
Предметные:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I раздел «Основы театральной культуры»
Учащихся познакомятся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он
включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие подростков в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
Дети узнают:
что такое театр,
чем отличается театр от других видов искусств;
с чего зародился театр;
какие виды театров существуют;
кто создаёт театральные полотна (спектакли).
какие технические средствах сцены существуют (оформление сцены, нормы поведения на сцене и в зрительном зале).
II раздел «Ритмопластика»
Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Подготовка
к этюдам. Работа с этюдами. Этюды на повадки животных. Этюды на память физических действий. Групповые
этюды
Развитие координации.
Совершенствование осанки и походки.
Образное представление неодушевлённых
предметов
III раздел «Культура и техника речи»
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную
речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Игры по развитию внимания: «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Глухие и немые», «Эхо».
Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово».
Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».
IV раздел «Подготовка спектакля»
Базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества
детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной
смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2.Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному
анализу ролей.
3.Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.
4. По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в
действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
5.Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
6.Индивидуальная подготовка главных исполнителей, отрабатываниемезансцены.
7.Повторное обращение к тексту пьесы.
8.Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в
зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
Календарно-тематическое планирование
№
ДАТА
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
1
3.09
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива кружка
2
6.09
Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства.
3
4
5
10.09
13.09
17.09
Знакомство со структурой театра
Устройство зрительного зала и сцены.
Основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.
6
7
20.09
24.09
Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»
Декораций и костюмы
8
27.09
Костюмы и декорации из подручных материалов
9
30.09
(доп.)
1.10
(доп.)
4.10
10
11
Генеральная репетиция
Основы театральной культуры
«Театральный
словарь»
театр, актер,
зритель
драма, комедия,
трагедия, водевиль.
аншлаг, бенефис
сцена, кулисы,
осветитель, гример, костюмер,
сценарист
этюд
бутафория, декорации
бутафория, декорации, костюмы
жест, мимика
День пожилого человека
День пожилого человека
День учителя
День учителя
День учителя
День пожилого человека
День пожилого человека
День учителя
День пожилого человека
День пожилого человека
Выступление перед ветеранами в День добра и уважения.
Генеральная репетиция
Подготовка
к мероприятию
жест, мимика
День учителя
12
День учителя
Выступление на празднике «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ»
13
14
15
5.10
(доп.)
8.09
11.10
15.10
16
17
18.10
22.20
Создание образа с помощью грима
Грим: сказочные герои и животные
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения персонажа на сцене.
Театр и жизнь.
Что даёт театральное искусство в формировании личности.
18
25.10
Фантазия - источник творческой духовности человека.
5.11
Фантазия - источник творческой духовности человека.
19
20
21
8.11
12.11
15.11
Игра: «Я пришел в театр»
Игра: «Что можно взять с собой в театр?»
Декораций и костюмы
22
19.11
Костюмы и декорации из подручных материалов
23
24
Генеральная репетиция
Выступление на празднике «День матери»
25
22.11
23.11
(доп.)
26.11
26
29.11
27
.3.12
28
29
6.12
10.12
Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли - внешние данные, дикция и
т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального
сопровождения.
Изготовление декораций и костюмов к сказке.
Отработка отдельных сцен сценария.
Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Снегурочка»).
грим
грим
жест, мимика
жест, мимика
акт, пьеса, диалог, антракт, монолог
акт, пьеса, диалог, антракт, монолог
акт, пьеса, диалог, антракт, монолог
бутафория, декорации
бутафория, декорации, костюмы
жест, мимика
акт, пьеса, диалог, антракт, монолог
акт, пьеса, диалог, антракт, монолог
этюд, оркестр,
дирижер
реквизит
жест, мимика,
День матери
День матери
День матери
День матери
День матери
День матери
Новогодние праздники
Новогодние праздники
Новогодние праздники
Новогодние праздники
Новогодние праздники
30
13.12
Монолог. Отработка монологов сценария.
31
32
33
34
17.12
Посещение профессиональных Новогодних представлений
Обсуждение выступления профессиональных артистов
Генеральная репетиция
Выступление на Новогоднем празднике
Выбор сценария. Знакомство со сценарием.
35
20.12
24.12
27.12
17.01
36
21.01
37
24.01
38
28.01
Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли - внешние данные, дикция и
т.п.). Выразительное чтение по ролям.
Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального
сопровождения.
Изготовление декораций и костюмов.
29
31.01
Отработка отдельных сцен сценария.
40
4.02
Монолог. Отработка монологов сценария.
41
7.02
Монолог. Отработка монологов сценария
42
11.02
Групповые этюды. Отработка групповых сцен.
43
14.02
Групповые этюды. Отработка групповых сцен.
44
18.02
45
21.02
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене.
Первая репетиция в костюмах с декорациями.
46
25.02
Репетиция спектакля
47
28.02
Репетиция спектакля
48
3.03
Генеральная репетиция спектакля
дикция
жест, мимика,
дикция
жест, мимика
премьера
репертуар
Новогодние праздники
Новогодние праздники
Новогодние праздники
Новогодние праздники
Новогодние праздники
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
Фестиваль «Те-арт Олимп
Росатома»
День 8 марта
49
6.03
Выступление на фестивале «Те-арт Олимп Росатома»
50
Выступление на празднике 8 Марта
51
52
53
54
7.03
(доп.)
10.03
17.03
20.03
24.03
55
27.03
Праздники русского народа.
56
7.04
Действенное знакомство с традициями, играми, обрядами русского
народа.
57
10.04
Сказки, песни, игры, дразнилки- импровизация.
58
14.04
Театрализованное представление «Встреча весны» (русский фольклор)
Ознакомление со сценарием.
Речь в движении
59
17.04
Чувство ритма спектакля: музыка и свет.
Речь в движении
60
21.04
. Игра «Тишина за кулисами»
61
24.04
Художественное редактирование спектакля
62
28.04
Театрализованное представление «Встреча весны»
63
5.05
Ритмические игры.
Обсуждение выступления на конкурсе
Фантазия - источник творческой духовности человека.
Подготовка материалов и выпуск стенгазеты «ТЕАТР»
Фольклор в театральном искусстве.
Эмоции. Этюды
с воображаемым
предметом.
Этюды с заданным обстоятельством.
Этюды на эмоции и вежливое
поведение.
импровизация.
ритмика
Фольклорное театрализованное представление
«Встреча весны»
Фольклорное театрализованное представление
«Встреча весны»
Фольклорное театрализованное представление
«Встреча весны»
Фольклорное театрализованное представление
«Встреча весны»
Фольклорное театрализованное представление
«Встреча весны»
Фольклорное театрализованное представление
«Встреча весны»
Фольклорное театрализованное представление
«Встреча весны»
Фольклорное театрализованное представление
«Встреча весны»
Фольклорное театрализованное представление
«Встреча весны»
Отчётное выступление
64
8.05
Музыкальная игра.
65
12.05
Пластические игры и упражнения.
66
15.05
Развитие свободы телодвижений.
67
19.05
Развитие выразительности телодвижений.
68
22.05
Отчётное выступление
Музыкальное
сопровождение
Пластика, пантомима
Пластика, пантомима
Чувства, эмоции,
телодвижение
Отчётное выступление
Отчётное выступление
Отчётное выступление
Отчётное выступление
Отчётное выступление