1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Примерная программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего
образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на
иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Деятельность учителя в обучении физике в полной школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
в ценностно-ориентированной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в соответствии с собственными
интересами, склонностями и возможностями;
в познавательной сфере – мотивация образовательной деятельности, умение управлять своей познавательной деятельностью,
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметными результатами освоения выпускниками полной школы программы по физике являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средствареализации целей и применять их на практике;
использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы
представления информации от целей коммуникации и адресата.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
В области предметных результатов учитель предоставляет ученику возможность на ступени полного общего образования научиться:
в познавательной сфере: давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики;
классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических
закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
- структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других
источников;
- применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для
безопасного использования бытовых технических устройств,рационального природопользования и охраны окружающей среды;
в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
в трудовой сфере: проводить физический эксперимент;
в сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми
техническими устройствами.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
175ч (5 часов в неделю)
Физика как наука. Методы научного познания природы. (2 часа)
Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания
природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их
применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.
Механика (70 часов)
Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели.
Перемещение, скорость, ускорение.
Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Центростремительное ускорение.
Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности
Галилея. Пространство и время в классической механике.
Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической
энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы.
Условия равновесия твердого тела.
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные
колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармонической
волны. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны.
Молекулярная физика (50 часов)
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура.
Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической
энергией теплового движения его молекул.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.
Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний
вещества.
Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния
вещества. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД
тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Электростатика. Постоянный ток (53 часа)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов.
Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной
электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза. Плазма. Полупроводники. Собственная и
примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
11 класс
175ч (5 часов в неделю)
Основы электродинамики (продолжение) (25 часов)
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон
электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства
вещества. Электромагнитное поле.
Колебания и волны (63 час)
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза
колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные
колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи
переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн.
Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
Оптика (44 часа)
Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью
линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия
света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.
Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Основы специальной теории относительности (4 часа)
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной
теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.
Квантовая физика (36 часов)
Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и
Вавилова.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора.
Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция
электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его
статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез
ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.
Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (3 часа)
Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
3.Тематическое распределение часов учебной программы(углубленный уровень)
Тематическое планирование уроков физики в 10 классе (175 часов в год – 5 часов в неделю)
№
всего
Тема
Лабораторные
работ
Контрольные
работы
Физические методы изучения природы
2
Механика
70
2
Кинематика. Вращательное движение
твердого тела.
25
3
Динамика
24
1
1
4
Законы сохранения в механике. Статика.
21
1
1
Молекулярная физика. Основы
термодинамики.
50
5
Основы МКТ
8
6
Температура. Энергия теплового
движения молекул.
9
7
Уравнение состояния идеального газа.
Газовые законы
17
1
1
8
Основы термодинамики
16
Основы электродинамики
53
9
Электростатика
24
10
Законы постоянного тока
19
11
Электрический ток в различных средах
10
Итого:
175
1
1
1
1
2
1
5
7
Тематическое планирование уроков физики
№
Тема
в 11 классе (175 часов в год – 5 часов в неделю)
Всего
Лабораторные
Контрольные
работы
работы
Основы электродинамики
(продолжение)
25
Магнитное поле
10
1
Электромагнитная индукция
15
1
Колебания и волны
63
Механические колебания
15
Электромагнитные колебания
20
Производство, передача и использование
электроэнергии
7
Механические и Электромагнитные
волны
21
Оптика
44
Световые волны
30
2
Излучение и спектры
14
1
4
Элементы теории относительности
4
5
Квантовая физика
36
Световые кванты
11
Атомная физика
10
Физика атомного ядра
12
Элементарные частицы
3
Значение физики для понимания мира
и развития производительных сил
3
1
2
3
6
Итого:
175
1
1
1
1
1
1
6
6
Список используемой литературы
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература для учителя
Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике для профильного уровня (письмо Департамента государственной
политики в образовании Министерства образования и науки России от 07.07.2005 № 03-1263)
Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) (авторы В.С.Данюшенков,
О.В.Коршунова).
Учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный
уровни»,М.: «Просвещение», 2010.
Учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин «Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный
уровни»,М.: «Просвещение», 2010.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. – 12-е изд.- М.: «Просвещение», 1988
Контрольные работы по физике: 10-11 кл.: Кн. Для учителя / А.Е.Марон, Е.А.Марон.- 2-е изд.- М.: «Просвещение», 2004
Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.1. Механика, молекулярная физика, основы электродинамики. Под ред. А.А.
Покровского. Изд 3-е.- М.: «Просвещение», 1978
Эвенчик Э.Е. и др. Методика преподавания физики в средней школе: Механика: Пособие для учителя. 2-е изд.- М.: «Просвещение», 1986
Кирьянов А.П., Коршунов С.М. Термодинамика и молекулярная физика. - М.: «Просвещение», 1977
Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестационарных явлений.
Квантовая физика.: Пособие для учителя. 2-е изд.- М.: «Просвещение», 1989
Физика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.А. Лымарева. - Волгоград: Учитель, 2008
Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2009
Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики. 7-11 классы. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2002
Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова
и др. – М.: «Глобус», 200