Пояснительная записка
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на
учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу
информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в
себя учебники:
«Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровень»
«Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются
ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
данная авторская программа по информатике;
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных
средств, размещённый на сайте авторского коллектива:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки
решений задач по программированию:
http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ,
размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее
ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте
издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в
соответствии с требованиями ФГОС, и с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 и
11 классах в состав учебного плана в объеме 68 часов (базовый курс), 136 часов
(расширенный курс) или 272 часа (углублённый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней
школы на базовом и углубленном уровне.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке
данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс
информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний,
умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы
и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко
рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных;
ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только
поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные
сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются
цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей
школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу.
Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов
учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность
подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное,
чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в
контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения всех основных
разделов курса информатики на базовом и углублённом уровнях. Она включает в себя три
крупные содержательные линии:
Основы информатики
Алгоритмы и программирование
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий – переход на новый уровень
понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного
решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались.
Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование»,
которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения
программирования используется язык Python, на сайте поддержки учебника размещены
также все материалы, необходимые для преподавания на языках Паскаль и C (C++).
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю
организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого
параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на
понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы
(задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление
самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых
информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя:
демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы
для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов,
модели, тренажёры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для полного освоения программы углублённого уровня рекомендуется изучение
предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 140 часов в
10 классе и 140 часов в 11 классе).
Тематическое планирование курса представлено в данной программе в варианте:
углублённый курс в объёме 280 учебных часа (по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического
творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
умение строить математические объекты информатики, в том числе логические
формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система»
и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных
сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения
информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного
функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
работы в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических
моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью
компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных
процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов;
сформированность
представлений
о
необходимости
анализа
соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке
данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение
основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с
ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки
числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы
для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций
программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных
компьютерных программ по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением
использовать основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных
конструкций
программирования;
умением
анализировать
алгоритмы
с
использованием таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение
элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования
программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть
выделено три крупных раздела:
I. Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Логические основы компьютеров
Компьютерная арифметика
Устройство компьютера
Программное обеспечение
Компьютерные сети
Информационная безопасность
II. Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование
Решение вычислительных задач
Элементы теории алгоритмов
Объектно-ориентированное программирование
III. Информационно-коммуникационные технологии
Моделирование
Базы данных
Создание веб-сайтов
Графика и анимация
3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на
завершающей ступени среднего общего образования.
Содержание учебного предмета
10 класс (140 часов)
Информация и информационные процессы
Информатика и информация. Получение информации. Формы представления
информации. Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства
информации. Информация в технике.
Передача информации. Обработка информации. Хранение информации.
Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.
Кодирование информации
Дискретное кодирование. Знаковые системы. Аналоговые и дискретные сигналы.
Дискретизация. Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения.
Декодирование. Условие Фано. Граф Ал.А. Маркова.
Алфавитный подход к оценке количества информации.
Системы счисления. Перевод целых и дробных чисел в другую систему счисления.
Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание
степеней числа 2. Достоинства и недостатки.
Восьмеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления.
Арифметические операции. Применение.
Шестнадцатеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления.
Арифметические операции. Применение.
Троичная уравновешенная система счисления. Двоично-десятичная система
счисления.
Кодирование текстов. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE.
Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое кодирование.
Форматы файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика.
Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное
кодирование звука. Кодирование видеоинформации.
Логические основы компьютеров
Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ».
Импликация. Эквиваленция. Штрих Шеффера. Стрелка Пирса.
Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна.
Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики.
Логические уравнения. Количество решений логического уравнения. Системы
логических уравнений.
Синтез логических выражений. Построение выражений с помощью СДНФ.
Построение выражений с помощью СКНФ.
Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до
универсального множества.
Поразрядные логические операции.
Предикаты и кванторы.
Логические элементы компьютера. Триггер. Сумматор.
Компьютерная арифметика
Особенности представления чисел в компьютере. Предельные значения чисел.
Различие между вещественными и целыми числами. Дискретность представления чисел.
Программное повышение точности вычислений.
Хранение в памяти целых чисел. Целые числа без знака. Целые числа со знаком.
Операции с целыми числами. Сравнение. Поразрядные логические операции. Сдвиги.
Хранение в памяти вещественных чисел. Операции с вещественными числами.
Как устроен компьютер
Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные
устройства. Встроенные компьютеры.
Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления.
Облачные вычисления.
Выбор конфигурации компьютера.
Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти.
Выполнение программы.
Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистральномодульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с
внешним устройствами.
Процессор. Арифметико-логическое устройство. Устройство управления. Регистры
процессора. Основные характеристики процессора. Система команд процессора.
Память. Внутренняя память. Внешняя память. Облачные хранилища данных.
Взаимодействие разных видов памяти. Основные характеристики памяти.
Устройства ввода. Устройства вывода. Устройства ввода/вывода.
Программное обеспечение
Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных
устройств. Инсталляция и обновление программ.
Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за
незаконное использование ПО.
Программы для обработки текстов. Технические средства ввода текста. Текстовые
редакторы и текстовые процессоры. Поиск и замена. Проверка правописания и
грамматики. Компьютерные словари и переводчики. Шаблоны. Рассылки. Вставка
математических формул.
Многостраничные документы. Форматирование страниц. Колонтитулы. Оглавление.
Режим структуры документа. Нумерация рисунков (таблиц, формул). Сноски и ссылки.
Гипертекстовые документы. Правила оформления рефератов.
Коллективная работа над документами. Рецензирование . Онлайн-офис. Правила
коллективной работы
Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для управления
предприятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки.
Системы автоматизированного проектирования.
Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации.
Обработка видеоинформации.
Программы для создания презентаций. Содержание презентаций. Дизайн
презентации. Макеты. Размещение элементов на слайде. Оформление текста. Добавление
объектов. Переходы между слайдами. Анимация в презентациях.
Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств.
Утилиты. Файловые системы.
Системы программирования. Языки программирования. Трансляторы. Отладчики.
Профилировщики.
Компьютерные сети
Структуры (топологии) сетей. Обмен данными. Серверы и клиенты.
Локальные сети. Сетевое оборудование. Одноранговые сети. Сети с выделенными
серверами. Беспроводные сети.
Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в
Интернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети.
Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта.
Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Пиринговые сети.
Информационные системы. Электронная коммерция. Интернет-магазины. Электронные
платёжные системы.
Личное информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет.
Интернет и право.
Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные
линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот.
Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор.
Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных.
Размещение переменных в памяти. Арифметические выражения и операции.
Вычисления. Деление нацело и остаток. Вещественные значения. Стандартные
функции. Случайные числа.
Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.
Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Поиск максимальной цифры числа.
Алгоритм Евклида. Циклы с постусловием. Циклы по переменной. Вложенные циклы.
Процедуры. Процедуры с параметрами. Локальные и глобальные переменные.
Функции. Вызов функции. Возврат нескольких значений. Логические функции.
Рекурсия. Ханойские башни. Использование стека. Анализ рекурсивных функций.
Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов. Алгоритмы обработки
массивов. Поиск в массиве. Максимальный элемент. Реверс массива. Сдвиг элементов
массива. Срезы массива. Отбор нужных элементов. Особенности копирования списков в
языке Python.
Сортировка массивов. Метод пузырька (сортировка обменами). Метод выбора.
Сортировка слиянием. «Быстрая сортировка». Сортировка в языке Python. Двоичный
поиск.
Символьные строки. Операции со строками. Поиск в строках. Примеры обработки
строк. Преобразование число-строка. Строки в процедурах и функциях. Рекурсивный
перебор.
Матрицы. Обработка элементов матрицы.
Работа с файлами. Неизвестное количество данных. Обработка массивов. Обработка
строк.
Вычислительные задачи
Точность вычислений. Погрешности измерений. Погрешности вычислений.
Решение уравнений. Приближённые методы. Метод перебора. Метод деления
отрезка пополам. Использование табличных процессоров.
Дискретизация. Вычисления длины кривой. Вычисление площадей фигур.
Оптимизация. Локальный и глобальный минимумы. Метод дихотомии.
Использование табличных процессоров.
Статистические расчёты. Свойства ряда данных. Условные вычисления. Связь двух
рядов данных.
Обработка
результатов
эксперимента.
Метод
наименьших
квадратов.
Восстановление зависимостей. Прогнозирование
Информационная безопасность
Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации.
Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России.
Вредоносные программы. Заражение вредоносными программами. Типы
вредоносных программ. Вирусы для мобильных устройств. Защита от вредоносных
программ. Антивирусные программы. Брандмауэры. Меры безопасности.
Шифрование. Хэширование и пароли. Современные алгоритмы шифрования.
Алгоритм RSA. Электронная цифровая подпись. Стеганография.
Безопасность в интернете. Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных.
Правила личной безопасности в Интернете
11 класс (140 часов)
Информация и информационные процессы
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона.
Передача данных. Скорость передачи данных. Обнаружение ошибок.
Помехоустойчивые коды
Сжатие данных. Алгоритм RLE. Префиксные коды. Алгоритм Хаффмана. Алгоритм
LZW. Сжатие с потерями.
Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы управления.
Информационное общество. Информационные технологии. «Большие данные».
Государственные электронные сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура.
Стандарты в сфере информационных технологий.
Моделирование
Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Адекватность.
Игровые модели. Игровые стратегии. Пример игры с полной информацией. Задача с
двумя кучами камней.
Модели мышления. Искусственный интеллект. Нейронные сети. Машинное
обучение. Большие данные.
Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование
модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов.
Моделирование движения. Движение с сопротивлением. Дискретизация.
Компьютерная модель.
Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель
ограниченного роста. Взаимодействие видов. Обратная связь. Саморегуляция.
Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Системы массового обслуживания.
Модель обслуживания в банке.
Базы данных
Основные понятия. Типы информационных систем. Транзакции. Таблицы. Индексы.
Целостность базы данных.
Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей. Реляционная
модель данных. Математическое описание базы данных. Нормализация.
Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между таблицами.
Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора.
Запросы с параметрами. Вычисляемые поля. Запрос данных из нескольких таблиц.
Итоговый запрос. Другие типы запросов.
Формы. Простая форма. Формы с подчинёнными. Кнопочные формы.
Отчёты. Простые отчёты. Отчёты с группировкой.
Проблемы реляционных БД. Нереляционные базы данных.
Экспертные системы.
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы. Вебпрограммирование. Системы управления сайтом.
Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы.
Специальные символы. Списки. Гиперссылки.
Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы. Стили для
элементов.
Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки.
Мультимедиа.
Таблицы. Структура таблицы. Табличная вёрстка. Оформление таблиц.
Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки.
XML и XHTML.
Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы.
Размещение веб-сайтов. Хранение файлов. Доменное имя. Загрузка файлов на сайт.
Элементы теории алгоритмов
Уточнение понятия алгоритма. Универсальные исполнители. Машина Тьюринга.
Машина Поста. Нормальные алгорифмы Маркова
Алгоритмически неразрешимые задачи. Вычислимые и невычислимые функции.
Сложность вычислений. Асимптотическая сложность. Сложность алгоритмов
поиска. Сложность алгоритмов сортировки.
Доказательство правильности программ. Инвариант цикла. Доказательное
программирование/
Алгоритмизация и программирование
Целочисленные алгоритмы. Решето Эратосфена. «Длинные» числа. Квадратный
корень.
Структуры. Работа с файлами. сортировка структур.
Словари. Алфавитно-частотный словарь.
Стек. Использование списка. Вычисление арифметических выражений с помощью
стека. Проверка скобочных выражений. Очереди, деки.
Деревья. Деревья поиска. Обход дерева. Использование связанных структур.
Вычисление арифметических выражений с помощью дерева. Хранение двоичного дерева
в массиве. Модульность.
Графы. «Жадные» алгоритмы. Алгоритм Дейкстры. Алгоритм Флойда-Уоршелла.
Использование списков смежности.
Динамическое программирование. Поиск оптимального решения. Количество
решений.
Объектно-ориентированное программирование
Борьба со сложностью программ. Объектный подход. Объекты и классы. Создание
объектов в программе.
Скрытие внутреннего устройства.
Иерархия классов. Классы-наследники. Сообщения между объектами.
Программы с графическим интерфейсом. Особенности современных прикладных
программ. Свойства формы. Обработчик событий. Использование компонентов
(виджетов). Программа с компонентами. Ввод и вывод данных. Обработка ошибок.
Совершенствование компонентов.
Модель и представление.
Обработка изображений
Ввод изображений. Разрешение. Цифровые фотоаппараты. Сканирование.
Кадрирование.
Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция цвета.
Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая маска. Исправление «эффекта
красных глаз». Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя.
Каналы. Цветовые каналы. Сохранение выделенной области.
Иллюстрации для веб-сайтов. Анимация.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание,
распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных рисунков. Ввод векторных
рисунков. Контуры в GIMP.
Трёхмерная графика
Понятие 3D-графики. Проекции.
Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов. Системы координат.
Слои. Связывание объектов.
Сеточные модели. Редактирование сетки. Деление рёбер и граней. Выдавливание.
Сглаживание. Модификаторы. Логические операции. Массив. Деформация.
Кривые. Тела вращения.
Отражение света. Простые материалы. Многокомпонентные материалы. Текстуры.
UV-проекция.
Рендеринг. Источники света. Камеры. Внешняя среда. Параметры рендеринга. Тени.
Анимация объектов. Редактор кривых. Простая анимация сеточных моделей.
Арматура. Прямая и обратная кинематика. Физические явления. Язык VRML.
Тематическое планирование
№
Тема
Основы информатики
1. Техника безопасности. Организация рабочего
места
2. Информация и информационные процессы
3. Кодирование информации
4. Логические основы компьютеров
5. Компьютерная арифметика
6. Устройство компьютера
7. Программное обеспечение
8. Компьютерные сети
9. Информационная безопасность
Итого:
Алгоритмы и программирование
10. Алгоритмизация и программирование
11. Решение вычислительных задач
12. Элементы теории алгоритмов
13. Объектно-ориентированное программирование
Итого:
Информационно-коммуникационные технологии
14. Моделирование
15. Базы данных
16. Создание веб-сайтов
17. Графика и анимация
18. 3D-моделирование и анимация
Итого:
Резерв
Итого по всем разделам:
Количество часов / класс
Всего
10 кл.
11 кл.
1
1
7
14
13
6
6
20
10
6
93
5
14
13
6
6
20
10
6
81
12
70
8
6
12
96
44
8
26
13
11
15
9
10
58
33
280
12
52
6
12
44
0
7
140
13
11
15
9
10
58
26
140
Поурочное планирование
Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа, КР – контрольная работа.
10 класс (140 часов)
Номер
урока
Тема урока
1.
Техника безопасности.
Организация рабочего места.
2.
Информация и
информационные процессы
Параграф учебника (номер,
название)
Тест № 1: Техника
безопасности.
§ 1. Информатика и
информация
§ 2. Что можно делать с
информацией?
§ 3. Структура информации
§ 3. Структура информации
7.
Структура информации.
Деревья
Графы. Оптимальные
маршруты
Графы. Количество
маршрутов
Дискретное кодирование
8.
Равномерное кодирование
9.
Неравномерное кодирование
10.
Декодирование.
11.
Оценка количества
информации
12.
Системы счисления
13.
Двоичная система счисления
14.
Восьмеричная система
счисления
§ 4. Дискретное кодирование
§ 5. Равномерное и
неравномерное кодирование
§ 5. Равномерное и
неравномерное кодирование
§ 6. Декодирование
§ 7. Алфавитный подход к
оценке количества
информации
§ 8. Системы счисления
§ 9. Двоичная система
счисления
§ 10.Восьмеричная система
счисления
15.
Шестнадцатеричная система
счисления
§ 11. Шестнадцатеричная
система счисления
16.
Другие системы счисления
§ 12. Другие системы
счисления
17.
Контрольная работа
18.
Кодирование текстов
3.
4.
5.
6.
Практические работы
(номер, название)
§ 3. Структура информации
§ 3. Структура информации
§ 13. Кодирование текстов
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 1. Оформление
документа.
Тест № 2: Информация и
информационные процессы
Тест № 3. Оптимальные
маршруты
Тест № 4. Количество
маршрутов
Тест № 5. Дискретизация
Тест № 6. Равномерное
кодирование
Тест № 7. Неравномерное
кодирование
Тест № 8. Условие Фано
1
1
ПР № 2. Таблицы и списки
ПР № 3. Деревья
1
1
ПР № 4. Графы
1
1
1
1
1
ПР № 5. Декодирование
Тест № 9. Количество
информации
1
1
Тест № 10. Системы счисления
Тест № 11. Двоичная система
счисления
Тест № 12. Восьмеричная
системы счисления
Тест № 13.
Шестнадцатеричная системы
счисления
1
1
1
1
ПР № 6. Необычные системы
счисления
КР «Системы счисления»
Тест № 14. Кодирование
текстов
Кол-во
часов
1
1
1
Номер
урока
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Тема урока
Параграф учебника (номер,
название)
Кодирование графической
информации
Кодирование звуковой и
видеоинформации
Логические операции «И»,
«ИЛИ», «НЕ»,
«исключающее ИЛИ»
§ 14. Кодирование
графической информации
§ 15. Кодирование звуковой и
видеоинформации
Импликация и эквиваленция
§ 16. Логические операции
Другие логические операции
§ 16. Логические операции
Логические выражения
§ 17. Логические выражения
Запросы в поисковых
система.
Упрощение логических
выражений
§ 17. Логические выражения
§ 18. Упрощение логических
выражений
Логические уравнения
§ 19. Логические уравнения
28.
Синтез логических
выражений
Множества и логика
§ 20. Синтез логических
выражений
§ 21. Множества и логика
30.
Задачи на множества
§ 21. Множества и логика
31.
Предикаты и кванторы
§ 22. Предикаты и кванторы
32.
Логические элементы
компьютера
§ 23. Логические элементы
компьютера
33.
Контрольная работа
34.
Особенности представления
чисел в компьютере
35.
Хранение в памяти целых
чисел
36.
Операции с целыми числами
37.
Поразрядные операции
§ 24. Особенности
представления чисел в
компьютере
§ 25. Хранение в памяти целых
чисел
§ 26. Операции с целыми
числами
§ 26. Операции с целыми
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
Тест № 15. Кодирование
графической информации
Тест № 16. Кодирование
звуковой информации
§ 16. Логические операции
27.
29.
Практические работы
(номер, название)
1
1
ПР № 7. Тренажёр «Логика»
СР № 1. Доказательство
логических тождеств
Тест № 17. Логические
операции
Тест № 18. Таблицы
истинности
Тест № 19. Запросы в
поисковых системах
Тест № 20. Упрощение
логических выражений
Тест № 21. Логические
уравнения
СР № 2. Синтез логических
выражений
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
ПР № 8. Исследование запросов
для поисковых систем
1
1
Тест № 22. Множества и
логика
СР № 3. Построение
предикатов
1
1
ПР № 9. Логические элементы
компьютера
КР «Логические основы
компьютеров»
СР № 4. Особенности
представления чисел в
компьютере
СР № 5. Хранение в памяти
целых чисел
СР № 6. Операции с целыми
числами
СР № 7. Поразрядные
1
1
1
ПР № 10. Тренажёр
«Лампанель»
ПР № 11. Операции с целыми
числами
ПР № 12. Поразрядные
1
1
1
Номер
урока
Тема урока
Параграф учебника (номер,
название)
Практические работы
(номер, название)
Кол-во
часов
Хранение в памяти
вещественных чисел
Операции с вещественными
числами
Современные компьютерные
системы
Принципы устройства
компьютеров
числами
§ 27. Хранение в памяти
вещественных чисел
§ 28. Операции с
вещественными числами
§ 29. Современные
компьютерные системы
§ 30. Принципы устройства
компьютеров
42.
Магистрально-модульная
организация компьютера
§ 31. Магистрально-модульная
организация компьютера
43.
Процессор
§ 32. Процессор
Тест № 25. Процессор
44.
Память
§ 33. Память
Тест № 26 Память
45.
Устройства ввода и вывода
§ 34. Устройства ввода и
вывода
Тест № 27. Устройства ввода и
вывода
46.
Программное обеспечение
§ 35. Введение
Программы для обработки
текстов
Возможности текстовых
процессоров
Набор математических
текстов (текстовые
процессоры)
Набор математических
текстов (LaTEX)
§ 36. Программы для
обработки текстов
§ 36. Программы для
обработки текстов
ПР № 15. Моделирование
работы компьютера
ПР № 16. Использование
облачных хранилищ данных
ПР № 17. Процессор и
устройства вывода
ПР № 18. Инсталляция
программ
ПР № 19. Сканирование и
распознавание текстов
ПР № 20. Возможности
текстовых процессоров
§ 36. Программы для
обработки текстов
ПР № 21. Набор математических
текстов (текстовые процессоры)
1
§ 36. Программы для
обработки текстов
§ 37. Многостраничные
документы
§ 38. Коллективная работа над
документами
§ 39. Пакеты прикладных
программ
§ 39. Пакеты прикладных
программ
§ 39. Пакеты прикладных
ПР № 22. Набор математических
текстов (LaTEX)
1
ПР № 23. Оформление реферата
1
38.
39.
40.
41.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
Многостраничные документы
Коллективная работа над
документами
Пакеты прикладных
программ
Программы для дизайна и
вёрстки
САПР 2D
операции
СР № 8. Хранение в памяти
вещественных чисел
СР № 9. Вещественные числа в
памяти компьютера.
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
операции
Тест № 23. Принципы
устройства компьютеров.
Тест № 24. Магистральномодульная организация
компьютера
1
1
ПР № 13. Выбор конфигурации
компьютера
ПР № 14. Исследование
компьютера
1
1
1
ПР № 24. Коллективная работа
над документами
ПР № 25. Знакомство с
программой Scibus
ПР № 26. Знакомство со средой
SciLab
ПР № 27. 3D-моделирование в
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
Номер
урока
Тема урока
Параграф учебника (номер,
название)
64.
Системы программирования
65.
Компьютерные сети.
Основные понятия
программ
§ 39. Пакеты прикладных
программ
§ 39. Пакеты прикладных
программ
§ 39. Пакеты прикладных
программ
§ 40. Обработка
мультимедийной информации
§ 40. Обработка
мультимедийной информации
§ 41. Программы для создания
презентаций
§ 42. Системное программное
обеспечение
§ 42. Системное программное
обеспечение
§ 43. Системы
программирования
§ 44. Основные понятия
§ 45. Локальные сети
66.
Сеть Интернет
§ 46. Сеть Интернет
67.
68.
69.
Поисковые запросы
Адреса в Интернете
Тестирование сети
§ 46. Сеть Интернет
§ 47. Адреса в Интернете
§ 47. Адреса в Интернете
70.
Службы Интернета.
§ 48. Службы Интернета.
71.
Служба FTP
§ 48. Службы Интернета.
72.
Электронная коммерция
§ 49. Электронная коммерция
73.
Личное информационное
пространство
§ 50. Личное информационное
пространство
74.
Алгоритмы
§ 51. Алгоритмы
75.
Оптимальные линейные
программы
Анализ алгоритмов с
§ 52. Оптимальные линейные
программы
§ 53. Анализ алгоритмов с
56.
57.
58.
САПР 3D
Пакеты прикладных
программ
Пакеты прикладных
программ
59.
Обработка звука
60.
Обработка видео
61.
Разработка презентаций
62.
63.
76.
Системное программное
обеспечение
Системное программное
обеспечение
Практические работы
(номер, название)
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
программе КОМПАС
ПР № 28. Чертежи в программе
КОМПАС
ПР № 29. Пакеты прикладных
программ по специализации
ПР № 30. Пакеты прикладных
программ по специализации
ПР № 31. Знакомство с
аудиоредактором
ПР № 32. Знакомство с
видеоредактором
ПР № 33. Онлайн-сервисы для
разработки презентаций
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
Тест № 28. Системное
программное обеспечение
1
Тест № 29. Файловая система
1
Тест № 30. Программное
обеспечение
Тест № 31. Компьютерные
сети
1
1
ПР № 34. Сравнение поисковых
систем
Тест № 32. Поисковые запросы
Тест № 33. Адреса в Интернете
ПР № 35. Тестирование сети
ПР № 36. Информационные
системы в Интернете
ПР № 37. Работа с FTP-сервером
ПР № 38. Электронная
коммерция
Тест № 34. Сеть Интернет
Тест № 35. Выполнение
алгоритмов для исполнителя
Тест № 36. Построение
программ для исполнителя
Тест № 37. Анализ алгоритмов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Номер
урока
Тема урока
Параграф учебника (номер,
название)
ветвлениями и циклами
ветвлениями и циклами
77.
Введение в язык Python
§ 54. Введение в язык Python
78.
Вычисления
§ 55. Вычисления
79.
Операции с целыми числами
§ 55. Вычисления
80.
81.
82.
Случайные числа
Ветвления
Сложные условия
§ 55. Вычисления
§ 56. Ветвления
§ 56. Ветвления
83.
Циклические алгоритмы
§ 57. Циклические алгоритмы.
84.
Циклические алгоритмы
§ 57. Циклические алгоритмы.
85.
Циклы по переменной
§ 58. Циклы по переменной
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
Циклы по переменной
Процедуры
Процедуры
Функции.
Логические функции
Рекурсия.
Рекурсия.
Контрольная работа
Массивы
Перебор элементов
Алгоритмы обработки
массивов
§ 58. Циклы по переменной
§ 59. Процедуры
§ 59. Процедуры
§ 60. Функции
§ 60. Функции
§ 61. Рекурсия
§ 61. Рекурсия
Поиск максимального
элемента в массиве
Алгоритмы обработки
массивов (реверс, сдвиг)
Отбор элементов массива по
условию
101.
Сортировка. Простые методы
§ 64. Сортировка
102.
Сортировка слиянием
§ 64. Сортировка
97.
98.
99.
100.
Линейный поиск в массиве
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
Кол-во
часов
ПР № 39. Знакомство со средой
программирования
ПР № 40. Вычисления
1
Тест № 38. Операции с целыми
числами
Тест № 39. Ветвления
Тест № 30. Сложные условия
Тест № 31. Циклические
алгоритмы
ПР № 41. Случайные числа
ПР № 42. Ветвления
ПР № 43. Сложные условия
1
1
1
1
ПР № 44. Циклические
алгоритмы
Тест № 32. Циклы по
переменной
1
1
ПР № 45. Циклы по переменной
ПР № 46. Процедуры
ПР № 47. Процедуры-2
ПР № 48. Функции
ПР № 49. Логические функции
Тест № 33. Рекурсия
ПР № 50. Рекурсия
Тест № 34. Массивы
Тест № 35. Алгоритмы
обработки массивов
1
1
КР «Основы языка Python»
§ 62. Массивы
§ 62. Массивы
§ 63. Алгоритмы обработки
массивов
§ 63. Алгоритмы обработки
массивов
§ 63. Алгоритмы обработки
массивов
§ 63. Алгоритмы обработки
массивов
§ 63. Алгоритмы обработки
массивов
96.
Практические работы
(номер, название)
ПР № 51. Заполнение массивов
ПР № 52. Перебор элементов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ПР № 53. Линейный поиск в
массиве
ПР № 54. Поиск максимального
элемента в массиве
ПР № 55. Алгоритмы обработки
массивов (реверс, сдвиг)
ПР № 56. Отбор элементов
массива по условию
ПР № 57. Простые методы
сортировки
ПР № 58. Сортировка слиянием
1
1
1
1
1
1
Номер
урока
Тема урока
Параграф учебника (номер,
название)
Быстрая сортировка
Двоичный поиск
Контрольная работа
Символьные строки
Функции для работы со
строками
Преобразование «строкачисло»
Строки в процедурах и
функциях
Рекурсивный перебор
Сравнение и сортировка
строк
Контрольная работа
Матрицы
Алгоритмы обработки
матриц
§ 64. Сортировка
§ 65. Двоичный поиск
115.
Файловый ввод и вывод
§ 68. Работа с файлами
116.
Обработка массивов
§ 68. Работа с файлами
117.
Обработка смешанных
данных
§ 68. Работа с файлами
118.
Точность вычислений
§ 69. Точность вычислений
119.
Решение уравнений. Метод
перебора
§ 70. Решение уравнений
120.
Решение уравнений. Метод
деления отрезка пополам
§ 70. Решение уравнений
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 59. Быстрая сортировка
ПР № 60. Двоичный поиск
КР «Массивы»
§ 66. Символьные строки
§ 66. Символьные строки
Тест № 36. Символьные
строки
§ 66. Символьные строки
§ 66. Символьные строки
§ 66. Символьные строки
§ 66. Символьные строки
ПР № 61. Символьные строки
ПР № 62. Функции для работы
со строками
ПР № 63. Преобразования
«строка-число»
ПР № 64. Строки в процедурах и
функциях
ПР № 65. Рекурсивный перебор
ПР № 66. Сравнение и
сортировка строк
КР «Символьные строки»
§ 67. Матрицы
ПР № 67. Матрицы
ПР № 68. Алгоритмы обработки
матриц
ПР № 69. Файловый ввод и
вывод
ПР № 70. Обработка массивов
из файла
ПР № 71. Обработка смешанных
данных из файла
§ 67. Матрицы
122.
123.
Решение уравнений в
табличных процессорах
Дискретизация
Оптимизация
124.
Статистические расчёты
§ 73. Статистические расчёты
125.
Обработка результатов
эксперимента
§ 74. Обработка результатов
эксперимента
121.
Практические работы
(номер, название)
§ 70. Решение уравнений
§ 71. Дискретизация
§ 72. Оптимизация
Тест № 37. Точность
вычислений
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ПР № 72. Решение уравнений
методом перебора
ПР № 73. Решение уравнений
методом деления отрезка
пополам
ПР № 74. Решение уравнений в
табличных процессорах
ПР № 75. Дискретизация
ПР № 76. Оптимизация
ПР № 77. Статистические
расчёты
ПР № 78. Обработка
результатов эксперимента
1
1
1
1
1
1
Номер
урока
Тема урока
130.
Информационная
безопасность
Защита от вредоносных
программ
Шифрование.
Хэширование и пароли
Современные алгоритмы
шифрования
Стеганография
131.
Безопасность в Интернете
126.
127.
128.
129.
Параграф учебника (номер,
название)
§ 75. Основные понятия
§ 76. Вредоносные программы
§ 77. Защита от вредоносных
программ
§ 78. Шифрование.
§ 79. Хэширование и пароли
§ 80. Современные алгоритмы
шифрования
§ 81. Стеганография
§ 82. Безопасность в
Интернете
Практические работы
(номер, название)
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
Тест № 38. Вредоносные
программы
Кол-во
часов
1
ПР № 79. Антивирусная защита
ПР № 80. Шифрование и
хэширование
ПР № 81. Современные
алгоритмы шифрования
ПР № 82. Стеганография
1
1
1
1
1
Резерв:
Итого:
7
140
11 класс (140 часов)
Номер
урока
Тема урока
Параграф учебника (номер,
название)
3.
Количество информации.
Формула Хартли
Информация и
вероятность
Передача данных
4.
Помехоустойчивые коды
§ 2. Передача данных
5.
Сжатие данных
§ 3. Сжатие данных
6.
Алгоритм Хаффмана
§ 3. Сжатие данных
7.
Программы-архиваторы
§ 3. Сжатие данных
1.
2.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Сжатие данных с
потерями
Системы
Системы управления
Информационное
общество
Модели и моделирование
Имитационное
моделирование
Игровые модели
§ 1. Количество информации
§ 1. Количество информации
§ 2. Передача данных
Тест № 4. Сжатие данных
§ 4. Информация и управление
§ 4. Информация и управление
Тест № 5. Системы
§ 5. Информационное общество
§ 6. Модели и моделирование
Модели мышления
§ 8. Модели мышления
16.
Этапы моделирования
§ 9. Этапы моделирования
18.
19.
20.
21.
22.
Моделирование
движения. Дискретизация
Моделирование движения
Модели ограниченного и
неограниченного роста.
Моделирование
эпидемии.
Модель «хищникжертва».
Обратная связь.
Саморегуляция.
§ 10. Моделирование движения.
§ 10. Моделирование движения.
§ 11. Математические модели в
биологии
§ 11. Математические модели в
биологии
§ 11. Математические модели в
биологии
§ 11. Математические модели в
биологии
Кол-во
часов
1
1
2
1
ПР № 1. Алгоритм RLE
ПР № 2. Сравнение алгоритмов
сжатия
ПР № 3. Использование
архиваторов
ПР № 4. Сжатие данных с
потерями
1
1
1
1
ПР № 5. Системы управления
1
1
Проект
1
Тест № 6. Диаграммы
1
ПР № 6. Моделирование
работы процессора
§ 6. Модели и моделирование
§ 7. Игровые модели
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
Тест № 1. Количество
информации
Тест № 2. Информация и
вероятность
Тест № 3. Передача данных
СР № 1. Помехоустойчивые
коды
§ 3. Сжатие данных
15.
17.
Практические работы (номер,
название)
СР № 2. Игровые модели
1
1
ПР № 7. Искусственный
интеллект
ПР № 8. Математическое
моделирование
ПР № 9. Моделирование
движения
Проект
ПР № 10. Моделирование
развития популяции
1
1
1
1
1
ПР № 11. Модель эпидемии
1
ПР № 12. Модель «хищникжертва»
1
ПР № 13. Саморегуляция
1
Номер
урока
Тема урока
Параграф учебника (номер,
название)
Методы Монте-Карло
Системы массового
обслуживания
Введение в базы данных
Многотабличные базы
данных
Реляционная модель
данных
§ 12. Вероятностные модели
28.
Таблицы
§ 16. Таблицы
29.
Запросы
Язык структурированных
запросов (SQL)
31.
Формы для ввода данных
§ 18. Формы
32.
33.
Кнопочные формы
Отчёты
Нереляционные базы
данных
Экспертные системы
Веб-сайты и вебстраницы
Текстовые веб-страницы
§ 18. Формы
§ 19. Отчёты
§ 20. Нереляционные базы
данных
§ 21. Экспертные системы
23.
24.
25.
26.
27.
30.
34.
35.
36.
37.
Практические работы (номер,
название)
§ 12. Вероятностные модели
§ 13. Введение
§ 14. Многотабличные базы
данных
§ 15. Реляционная модель
данных
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 14. Методы Монте-Карло
ПР № 15. Системы массового
обслуживания
Тест № 7. Базы данных
Тест № 8. Многотабличные
базы данных
СР № 3. Проектирование базы
данных
1
1
1
1
§ 17. Запросы
ПР № 16. Создание базы
данных
ПР № 17. Запросы
§ 17. Запросы
ПР № 18. Язык SQL
1
§ 22. Веб-сайты и веб-страницы
ПР № 19. Формы для ввода
данных
ПР № 20. Кнопочные формы
ПР № 21. Отчёты
1
1
1
1
ПР № 23. Экспертная система
1
Тест № 9. Веб-сайты
1
§ 23. Текстовые веб-страницы
1
Текстовые веб-страницы
§ 23. Текстовые веб-страницы
39.
Оформление веб-страниц
§ 24. Оформление веб-страниц
40.
Оформление веб-страниц
§ 24. Оформление веб-страниц
41.
Рисунки на веб-страницах
Звук и видео на вебстраницах
Таблицы
Использование таблиц
Блоки
Блочная вёрстка
XML и XHTML
Динамический HTML
§ 25. Рисунки, звук, видео
§ 25. Рисунки, звук, видео
ПР № 28. Вставка звука и видео
§ 26. Таблицы
§ 26. Таблицы
§ 27. Блоки
§ 27. Блоки
§ 28. XML и XHTML
§ 29. Динамический HTML
1
ПР № 22. Нереляционные БД
38.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
1
1
ПР № 24. Текстовая вебстраница
ПР № 25. Оформление
страницы
ПР № 26. Оформление
страницы
ПР № 27. Вставка рисунков
42.
Кол-во
часов
Тест № 10. Каскадные таблицы
стилей
ПР № 29. Таблицы
ПР № 30. Блоки
ПР № 31. XML
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Номер
урока
Тема урока
Нормальные алгорифмы
Маркова
Алгоритмически
неразрешимые задачи
§ 29. Динамический HTML
§ 30. Размещение веб-сайтов
§ 31. Уточнение понятия
алгоритма
§ 31. Уточнение понятия
алгоритма
§ 31. Уточнение понятия
алгоритма
§ 32. Алгоритмически
неразрешимые задачи
55.
Сложность вычислений
§ 33. Сложность вычислений
56.
Доказательство
правильности программ
57.
Решето Эратосфена
58.
«Длинные» числа
59.
60.
61.
Структуры
Файловые операции
Словари
Алфавитно-частотный
словарь
Стек, очередь, дек
Стек. Вычисление
арифметических
выражений
§ 34. Доказательство
правильности программ
§ 35. Целочисленные
алгоритмы
§ 35. Целочисленные
алгоритмы
§ 36. Структуры
§ 36. Структуры
§ 37. Словари
49.
50.
51.
52.
53.
54.
62.
63.
64.
Язык Javascript
Размещение веб-сайтов
Уточнение понятия
алгоритма
Параграф учебника (номер,
название)
Машина Поста
66.
67.
68.
69.
Очереди
Заливка области
Деревья
Обход дерева
Вычисление
арифметических
выражений.
Хранение двоичного
дерева в массиве.
§ 38. Стек, очередь, дек
§ 38. Стек, очередь, дек
§ 39. Деревья
§ 39. Деревья
1
1
1
ПР № 35. Машина Поста
1
Тест № 11. Сложность
вычислений
1
2
1
ПР № 38. Инвариант цикла
1
ПР № 39. Решето Эратосфена
1
ПР № 40. «Длинные» числа.
1
ПР № 41. Структуры
Проект
ПР № 42. Словари
ПР № 43. Алфавитночастотный словарь
1
1
1
1
1
ПР № 44. Вычисление
арифметических выражений
§ 38. Стек, очередь, дек
§ 38. Стек, очередь, дек
Кол-во
часов
ПР № 34. Машина Тьюринга
§ 38. Стек, очередь, дек
Скобочные выражения
71.
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 32. Динамический HTML
ПР № 33. Услуги хостинга
ПР № 36. Нормальные
алгорифмы Маркова
ПР № 37. Вычислимые
функции
§ 37. Словари
65.
70.
Практические работы (номер,
название)
ПР № 45. Скобочные
выражения
ПР № 46. Очереди
ПР № 47. Заливка области
Тест № 12. Деревья
ПР № 48. Обход дерева
1
1
1
1
1
1
§ 39. Деревья
ПР № 49. Вычисление
арифметических выражений.
1
§ 39. Деревья
ПР № 50. Хранение двоичного
дерева в массиве.
1
Номер
урока
72.
Тема урока
Графы
Параграф учебника (номер,
название)
§ 40. Графы
73.
Задача Прима-Крускала
§ 40. Графы
74.
Алгоритм Дейкстры
Алгоритм ФлойдаУоршелла
Использование графов
Динамическое
программирование
§ 40. Графы
75.
76.
77.
78.
Задачи оптимизации
79.
Количество решений
80.
Количество решений
81.
Количество решений
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
Введение в объектноориентированное
программирование
Создание объектов в
программе
Скрытие внутреннего
устройства
Иерархия классов
Классы логических
элементов
Программы с
графическим
интерфейсом
Графический интерфейс:
основы
Использование
компонентов (виджетов)
90.
Ввод данных
91.
Совершенствование
компонентов
Практические работы (номер,
название)
Тест № 13. Графы
§ 45. Иерархия классов
1
1
1
1
ПР № 55. Задача о куче
1
Тест № 14. Динамическое
программирование
1
ПР № 56. Количество программ
1
ПР № 57. Размен монет
1
1
ПР № 58. Движение по дороге
1
ПР № 59. Скрытие внутреннего
устройства
1
1
ПР № 60. Классы логических
элементов
§ 46. Программы с графическим
интерфейсом
§ 47. Графический интерфейс:
основы
§ 48. Использование
компонентов (виджетов)
§ 48. Использование
компонентов (виджетов)
§ 49. Совершенствование
компонентов
1
ПР № 54. Числа Фибоначчи.
§ 42. Введение
§ 43. Создание объектов в
программе
§ 44. Скрытие внутреннего
устройства
§ 45. Иерархия классов
Кол-во
часов
1
ПР № 51. Задача ПримаКрускала
ПР № 52. Алгоритм Дейкстры
ПР № 53. Алгоритм ФлойдаУоршелла
Проект
§ 40. Графы
§ 40. Графы
§ 41. Динамическое
программирование
§ 41. Динамическое
программирование
§ 41. Динамическое
программирование
§ 41. Динамическое
программирование
§ 41. Динамическое
программирование
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
1
1
ПР № 61. Работа с формой
1
ПР № 62. Просмотр рисунков
1
ПР № 63. Ввод данных
1
ПР № 64. Совершенствование
компонентов
1
Номер
урока
92.
93.
94.
Тема урока
Модель и представление
Вычисление
арифметических
выражений
Ввод изображений
Параграф учебника (номер,
название)
96.
§ 53. Работа с областями
§ 54. Многослойные
изображения
§ 55. Каналы
§ 56. Иллюстрации для вебсайтов
§ 57. Анимация
§ 58. Векторная графика
§ 58. Векторная графика
104.
105.
106.
107.
108.
109.
Работа с областями
Многослойные
изображения
Каналы
Иллюстрации для вебсайтов
Анимация
Векторная графика
Кривые
Введение в 3Dмодлирование
Работа с объектами
Сеточные модели
Сеточные модели
Модификаторы
Кривые
Материалы и текстуры
110.
UV-развёртка
§ 64. Материалы и текстуры
111.
112.
113.
Рендеринг
Анимация
Язык VRML
§ 65. Рендеринг
§ 66. Анимация
§ 67. Язык VRML
99.
100.
101.
102.
103.
ПР № 65. Калькулятор
1
§ 51. Ввод изображений
§ 52. Коррекция изображений
§ 59. Введение
§ 60. Работа с объектами
§ 61. Сеточные модели
§ 61. Сеточные модели
§ 62. Модификаторы
§ 63. Кривые
§ 64. Материалы и текстуры
Кол-во
часов
1
§ 50. Модель и представление
Коррекция изображений
98.
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
§ 50. Модель и представление
95.
97.
Практические работы (номер,
название)
1
Тест № 15. Кодирование
изображений
ПР № 66. Коррекция
изображений
ПР № 67. Работа с областями
ПР № 68. Многослойные
изображения
ПР № 69. Каналы
ПР № 70. Иллюстрации для
веб-сайтов
ПР № 71. Анимация
ПР № 72. Векторная графика
ПР № 73. Кривые в GIMP`
ПР № 74. Введение в 3Dмоделирование
ПР № 75. Работа с объектами
ПР № 76. Сеточные модели
ПР № 77. Модификаторы
ПР № 78. Кривые
ПР № 79. Материалы и
текстуры
ПР № 80. Рендеринг
ПР № 81. Анимация
ПР № 82. Язык VRML
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Резерв:
Итого:
1
1
1
26
140
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу
«Информатика» в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования. В состав
УМК, кроме учебников для 10 и 11 классов, также входят:
данная программа по информатике;
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных
средств, размещённый на сайте авторского коллектива:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ,
размещённые
на
сайте
материалы,
размещенные
на
сайте
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее
ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте
издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учитель может изменять предлагаемую авторскую учебную программу с учетом
специфики региональных условий, образовательного учреждения и уровня
подготовленности учеников:
вносить изменения в порядок изучения материала;
перераспределять учебное время;
вносить изменения в содержание изучаемой темы;
дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т.д.
Эти изменения должны быть обоснованы в пояснительной записке к рабочей программе,
составленной учителем. В то же время предлагаемая авторская программа может
использоваться без изменений, и в этом случае она является также рабочей программой
учителя.
Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет
расширить используемый теоретический, задачный и проектный материал.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать
материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
Для реализации учебного курса «Информатика»
компьютерного класса в соответствующей комплектации:
необходимо
наличие
Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе
является установка в компьютерном классе 13–15 компьютеров (рабочих мест) для
школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью
выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные
ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера
следующие:
процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
оперативная память – не менее 256 Мб;
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
жёсткий диск – не менее 80 Гб;
клавиатура;
мышь;
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
принтер на рабочем месте учителя;
проектор на рабочем месте учителя;
сканер на рабочем месте учителя
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть
установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное
обеспечение:
текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или
OpenOffice Writer);
табличный процессор (Excel или OpenOffice Calc);
средства для работы с базами данных (Access или OpenOffice Base);
графический редактор Gimp (http://gimp.org);
редактор звуковой информации Audacity (http://audacity.sourceforge.net);
программа для 3D-моделирования Blender (https://www.blender.org/);
среда программирования Wing IDE 101 (http://wingware.com/downloads/wingide101);
и другие программные средства.